Сатана вновь искушает Иова (лютая проказа покрывает все тело Иова) (Часть 2)
Многочисленные неверные представления людей об Иове
Невзгоды, перенесенные Иовом, не были делом рук посланников, посланных Богом, не были они и от руки Бога. Они были навлечены сатаной, врагом Бога. Естественно, невзгоды, пережитые Иовом, были очень тяжелы. И при этом Иов продемонстрировал безоговорочное ежедневное познание Бога в своем сердце, принципы своих ежедневных поступков и свое отношение к Богу, и это правда. Если бы Иов не подвергся искушению, если бы Бог не подверг его испытаниям, в тот момент, когда Иов произнес «Иегова дал, Иегова и взял; да будет имя Иеговы благословенно!», ты бы сказал, что Иов лицемер. Бог дал Иову так много имущества, что нет ничего странного в том, что он благословлял имя Иеговы. Если бы до своих испытаний Иов сказал: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?», ты бы сказал, что Иов преувеличивает, и что он не отречется от имени Божьего, так как часто бывал благословлен рукой Бога. Вы можете сказать, что если бы Бог навлек на него несчастья, он бы точно отрекся от имени Божьего. Однако когда Иов оказался в обстоятельствах, которых бы ни один человек не захотел на свою долю, в обстоятельствах, на которые даже Бог не мог смотреть, Иов все еще оставался тверд в своей непорочности: «Иегова дал, Иегова и взял; да будет имя Иеговы благословенно!», и «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Столкнувшись с таким поведением Иова во время его испытаний, те, кто любит громкие слова, все любители высокопарных слов и доктрин лишаются дара речи. Те, кто превозносит имя Божье только на словах, никогда не принимая испытаний Божьих, осуждаются непорочностью, в которой был тверд Иов, а те, кто не верит, что человек способен держаться пути Божьего, подлежат осуждению свидетельством Иова. Увидев поведение Иова во время данных испытаний, услышав его слова, некоторые люди чувствуют замешательство, некоторые завидуют, некоторые испытывают сомнения. А некоторые даже не заинтересованы, воротя нос от свидетельства Иова, потому что они видят не только мучения, которые пережил Иов, и читают о словах, сказанных Иовом, они также видят человеческую «слабость», проявленную им во время испытаний. Эта «слабость», как они полагают, является предполагаемым несовершенством в непорочности Иова, пятном на человеке, который в глазах Бога был непорочным. Иными словами, они считают, что непорочные люди безупречны, без малейшего пятна и порока, у них нет слабостей, они не знают боли, никогда не чувствуют себя несчастными или подавленными, не испытывают ненависти и не ведут себя вызывающе в обществе. И в результате подавляющее большинство людей не считает, что Иов был действительно непорочным. Люди не одобряют многое из его поведения во время испытаний. Например, когда Иов потерял свое имущество и детей, он не разрыдался, как они того ожидали. То, что он «нарушил условности», заставляет людей считать, что он холоден, ибо он не плакал и не выражал свою любовь к семье. Вот первое неблагоприятное впечатление об Иове. В дальнейшем его поведение кажется еще более непонятным: то, что он «разодрал верхнюю одежду свою», интерпретируется людьми как его неуважение к Богу, а то, что он «остриг голову свою», ошибочно воспринимается как богохульство Иова и его сопротивление Богу. Помимо слов Иова «Иегова дал, Иегова и взял; да будет имя Иеговы благословенно!», люди не усматривают в Иове никакой праведности, которую так хвалил Бог, и поэтому оценка Иова, данная подавляющим большинством людей — это лишь непонимание, неверное представление, сомнение, осуждение и только теоретическое одобрение. Никто из них не способен действительно понять и оценить слова Бога Иеговы о том, что Иов был непорочным и справедливым человеком, который был богобоязнен и удалялся от зла.
Основываясь на таком впечатлении об Иове, люди и в дальнейшем испытывают сомнения по поводу его праведности, так как действия Иова и его поведение, описанные в Писании, вовсе не были такими умопомрачительно трогательными, как того ожидали люди. Он не только не совершил никаких великих подвигов, более того, он взял черепок, чтобы скоблить себя, и сел в пепел. Этот поступок также поражает людей и заставляет сомневаться и даже отрицать праведность Иова, ибо расчесывая свое тело, Иов не молился и не приносил обещания Богу и, тем более, он не плакал от боли. В этот момент люди видят лишь слабость Иова и больше ничего, и поэтому, даже услышав его слова «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?», они совершенно безразличны или нерешительны и все еще неспособны разглядеть праведность Иова в его словах. Главное впечатление, которое производит на людей Иов во время своих мучительных испытаний, — то, что он не был ни надменным, ни раболепствующим. Люди не видят историю, которая стоит за его поведением, историю, которая разыгрывается в глубине его сердца, как не видят они и богобоязненности в его сердце или стремления удаляться от зла. Хладнокровие Иова заставляет людей считать, что его непорочность и справедливость — лишь пустые слова, что его богобоязненность — это просто слухи; а «слабость», которую он проявил в своем поведении, производит на них неизгладимое впечатление, порождает у них в дальнейшем «новую точку зрения» и даже «новое понимание» человека, которого Бог определяет как непорочного и справедливого. Такая «новая точка зрения» и «новое понимание» подтверждается, когда Иов стал говорить и проклял день, в который родился.
И хотя глубину мучений Иова сложно вообразить и понять любому человеку, он не произнес ереси, но старался, как мог, облегчить свои физические страдания. Как сказано в Писании, он сказал: «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!» (Иов. 3:3). Возможно, никто и никогда не считал эти слова важными, но, возможно, некоторые люди и обратили на них внимание. На ваш взгляд, означают ли данные слова, что Иов противится Богу? Являются ли эти слова жалобами в адрес Бога? Я знаю, что у многих из вас есть определенные идеи по поводу данных слов Иова, и многие считают, что будь Иов непорочным и справедливым, он не проявил бы слабость, не показал бы своего горя; что вместо этого он должен был встречать каждый удар сатаны позитивно, чуть ли не улыбаясь перед лицом своих искушений. Он не должен был нисколько реагировать на мучения, которым подвергал его плоть сатана, не должен был показывать эмоции своего сердца. Он должен был даже просить Бога ужесточить эти испытания. Вот что должен демонстрировать и чем должен обладать тот, кто непоколебим и действительно богобоязнен, и удаляется от зла. Испытывая ужасные мучения, Иов всего лишь проклял тот день, когда он родился. Он не роптал на Бога и тем более не собирался противиться Ему. Сказать легче, чем сделать, ведь еще с древних времен до нашего дня никто не подвергался таким искушениям или страданиям, как Иов. Почему никто не подвергался таким искушениям, какие выпали на долю Иова? Потому что, как видит Бог, никто не способен вынести такую ответственность или поручение, никто не смог бы поступать так, как Иов, и, более того, никто не смог бы, не считая проклятия дня своего рождения, не отречься от имени Бога и продолжать благословлять имя Бога Иеговы, как это сделал Иов во время своих мучений. Смог бы кто-то сделать это? Когда мы говорим это об Иове, хвалим ли мы его поведение? Он был праведным человеком, способным так свидетельствовать о Боге, способным заставить сатану убегать со всех ног и никогда больше не представать перед Богом с обвинениями, — что плохого в похвале? Возможно ли, что ваши стандарты выше стандартов Бога? Может быть, вы бы вели себя лучше Иова, если бы вам выпали испытания? Иов заслужил похвалу Бога — какие у вас могут быть возражения?
Иов проклинает день, в который родился, потому что не хочет, чтобы Бог страдал из-за него
Я часто говорю, что Бог смотрит в глубины человеческого сердца, в то время как люди судят по внешности. Так как Бог видит человеческие сердца, Он понимает их сущность, в то время как люди определяют сущность человека, исходя из его внешности. Когда Иов начал говорить и проклял день своего рождения, этот поступок поразил всех духовных лиц, включая трех друзей Иова. Человек произошел от Бога, и он должен быть благодарен Ему за жизнь, плоть и день своего рождения, данные ему Богом, и не должен проклинать их. Это понятно и постижимо для большинства обычных людей. Для каждого, кто следует за Богом, это понимание священно и нерушимо, это неизменная истина. С другой стороны, Иов нарушил эти правила: он проклял день своего рождения. Этот поступок, по мнению обычных людей, выходит за пределы дозволенного. Иов не достоин не только человеческого понимания и сочувствия, но и прощения Бога. Из-за этого еще больше людей начали сомневаться в праведности Иова, поскольку кажется, что из-за благоволения Божьего Иов начал потакать своим желаниям и стал настолько дерзким и безрассудным, что не только не благодарил Бога за благословения и заботу о нем на протяжении всей жизни, но и проклял на погибель день своего рождения. Что это, если не противостояние Богу? Столь поверхностный взгляд позволяет людям осуждать поступок Иова, но кто знает, что на самом деле думал Иов в тот момент? И кто знает причину, по которой Иов поступил таким образом? Только Бог и сам Иов знают внутреннюю историю и причины.
Когда сатана протянул руку, чтобы поразить кости Иова, Иов оказался в его тисках, не имея ни возможности убежать, ни сил, чтобы сопротивляться. Его тело и душа чувствовали огромную боль, и эта боль заставила его глубоко осознать незначительность, бренность и бессилие человека, живущего во плоти. В то же время он глубоко оценил и осознал то, почему Бог стремится заботиться и присматривать за человечеством. В тисках сатаны Иов понял, что человек из плоти и крови на самом деле слаб и бессилен. Когда он пал на колени и молился Богу, он будто почувствовал, что Бог прикрывает Свое лицо и прячется, так как это Он отдал Иова полностью в руки сатаны. В то же время Бог оплакивал его, был удручен тем, что с ним происходит; Бог страдал из-за его страданий и чувствовал боль из-за его боли... Иов почувствовал боль Бога, а также то, насколько это было для Него невыносимо... Иов не хотел больше доставлять Богу огорчений, не хотел, чтобы Бог плакал из-за него, еще меньше он хотел, чтобы Бог страдал из-за него. В этот момент Иов хотел только лишить себя плоти, чтобы избавиться от своей телесной боли, так как это прекратило бы и страдания Бога, но он не мог этого сделать, и ему приходилось терпеть не только телесную боль, но также мучительное нежелание волновать Бога. Эти две боли, одна от плоти, другая от духа, вызвали у Иова душераздирающие, невыносимые страдания, заставили его почувствовать, как ограничения человека из плоти и крови могут привести его в состояние отчаяния и беспомощности. В этих обстоятельствах его жажда Бога стала еще сильней, а отвращение к сатане — еще безграничнее. В этот момент Иов предпочел бы никогда не родиться на свет, предпочел бы не существовать, лишь бы не видеть, как Бог рыдает или страдает из-за него. Он возненавидел свою плоть, стал тяготиться собой, своим рождением и всем, что с ним связано. Он не желал оставить даже упоминание дня его рождения или чего-то связанного с ним, поэтому он начал говорить и проклял день своего рождения: «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет!» (Иов. 3:3-4). В словах Иова чувствуется его отвращение к самому себе: «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!», а также его чувство вины по отношению к себе и чувство долга за то, что он заставил Бога страдать: «День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет!» Эти два стиха наиточнейшим образом выражают, как чувствовал себя в тот момент Иов, и полностью демонстрируют всем его непорочность и справедливость. В то же время, как и желал того Иов, его вера и повиновение Богу, а также его богобоязненность действительно возросли. И этот рост — именно тот эффект, которого ожидал Бог.
Иов побеждает сатану и становится настоящим человеком в глазах Бога
Когда Иов впервые подвергся испытаниям, когда у него отняли все его имущество и детей, он в итоге не упал в грязь лицом и не сказал ничего, что было бы грехом против Бога. Он преодолел искушения сатаны, достойно прошел испытания потерей всех своих земных сокровищ, материальных ценностей и детей, то есть смог повиноваться Богу, когда тот заставлял его терпеть потери, и при этом смог благодарить и восхвалять Бога за то, что Он делал. Таким было поведение Иова во время первого искушения сатаны и таким было свидетельство Иова во время первого Божьего испытания. Во втором испытании сатана протянул руку, чтобы поразить Иова, и хотя Иов испытывал боль, которую никогда не испытывал раньше, его свидетельство изумляло людей. Он использовал свою силу духа, свои убеждения и повиновение Богу, а также свою богобоязненность, чтобы еще раз победить сатану, а его поведение и свидетельство снова получили одобрение и благоволение Бога. Во время этого искушения Иов самим своим поведением заявлял сатане, что телесная боль не сможет изменить его веры или повиновения Богу, не сможет отнять у него преданности Богу и богобоязненного сердца; он не отречется от Бога и не отступит от своей непорочности и справедливости из-за того, что столкнулся со смертью. Решимость Иова превратила сатану в труса, его вера вызвала в сатане страх и трепет; настойчивость, которую Иов проявил в смертельной битве против сатаны, породила в сатане глубокую ненависть и возмущение; из-за непорочности и справедливости Иова сатана больше ничего не мог ему сделать, так что он перестал нападать на Иова и обвинять его перед лицом Бога Иеговы. Это значит, что Иов победил мир, победил плоть, победил сатану и победил смерть. Он целиком и полностью принадлежал Богу. Во время этих испытаний Иов твердо держался своего свидетельства, претворял в жизнь свою непорочность и справедливость и расширял масштаб своих жизненных принципов богобоязненности и удаления от зла. Пройдя эти два испытания, Иов приобрел богатый опыт, который сделал его более зрелым и искушенным, более сильным и убежденным, более уверенным в истинности и ценности той непорочности, которой он придерживался. Испытания, которые послал Иову Бог Иегова, дали ему глубже понять и ощутить заботу Бога о человеке, позволили ему почувствовать ценность любви Бога, благодаря чему к его богобоязненности прибавились внимание и любовь к Богу. Испытания Бога Иеговы не только не отдалили Иова от Него, но наоборот, приблизили его сердце к Богу. Когда телесная боль, переносимая Иовом, достигла своего пика, обеспокоенность которую он чувствовал со стороны Бога Иеговы, та забота, которую он получал от Бога Иеговы, не оставила ему иного выбора, как проклясть день своего рождения. Такое поведение не было предварительно запланированным, это было естественное проявление заботы и любви к Богу из глубины его сердца, это было естественное проявление, порожденное его заботой и любовью к Богу. То есть, из-за того, что он питал отвращение к самому себе, не желал и не мог больше выносить того, что он доставляет Богу такие мучения, его забота и любовь достигли точки самоотверженности. В этот момент Иов поднял свою многолетнюю жажду Бога, поклонение и преданность Богу на уровень заботы и любви. И в то же время он поднял свою веру, повиновение Богу и богобоязненность на уровень заботы и любви. Он не позволил себе сделать ничего, что может навредить Богу, не позволил себе поступков, которые могли бы доставить Богу боль, не позволил себе вызвать у Бога печаль, огорчение или даже недовольство из-за него. Хотя он и был тем же Иовом, что и прежде, в глазах Бога вера Иова, его повиновение и богобоязненность принесли Богу полное удовлетворение и радость. В этот момент Иов обрел ту непорочность, которой ожидал от него Бог, и стал тем, кто действительно достоин называться «непорочным и справедливым» в глазах Бога. Его праведные дела позволили ему победить сатану и твердо держаться своего свидетельства о Боге. Его праведные дела также сделали его совершенным, позволили до невиданных пределов повысить ценность его жизни и сделали его первым человеком, который никогда больше не подвергался ударам и искушениям сатаны. Так как Иов был праведен, он подвергся обвинениям и искушению сатаны; так как он был праведен, он был передан сатане, и благодаря своей праведности он превзошел и победил сатану, и твердо держался своего свидетельства. С этого времени Иов стал первым человеком, который никогда больше не был передан сатане, он действительно приблизился к престолу Божьему, жил в свете, под благословениями Бога, не подвергаясь слежке или разрушительным действиям сатаны... Он стал действительно настоящим человеком в глазах Бога, он получил свободу...
(Слово, том II. О познании Бога. Божий труд, Божий характер и Сам Бог II)