На четвертый день в силу того, что Бог снова применяет Свою власть, возникают времена года, дни и годы человечества
Творец использовал Свои слова для выполнения Своего плана, и Он провел так первые три дня Своего плана. В течение этих трех дней Бога не видели загруженным работой или же изнуренным. Напротив, Он провел первые прекрасные три дня Своего плана и реализовал великое дело фундаментального преобразования мира. Совершенно новый мир появился перед Его глазами, и, деталь за деталью, прекрасная картина, запечатленная в Его мыслях, в конечном счете раскрылась в Божьих словах. Появление каждой новой вещи было подобно рождению младенца, и Творец насладился той картиной, которая когда-то была в Его мыслях, а теперь была претворена в жизнь. В этот момент сердце Его немного утешилось, но Его план только начался. В мгновение ока начался новый день, и какова же была следующая страница плана Творца? Что Он сказал? Как Он применил Свою власть? Тем временем, какие новые вещи появились в этом новом мире? Следуя наставлению Творца, наш взор падает на четвертый день сотворения Богом всего сущего, день, который стал еще одним новым начинанием. Разумеется, для Творца это был, несомненно, еще один прекрасный день, это был еще один день, имевший первостепенное значение для человечества сегодняшнего дня. Разумеется, это был день, ценность которого не поддается исчислению. В каком смысле этот день был прекрасным и столь важным, до какой степени день этот был бесценным? Давайте вначале послушаем слова, сказанные Творцом...
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю» (Быт. 1:14-15). Это было еще одно проявление Божьей власти, провозглашенной творениями, воспоследовавшее за созданием Им суши и растений на ней. Для Бога такое деяние было таким же легким, как и то, что Он уже совершил, потому что Бог обладал таким могуществом; Бог держит Свое слово, и Его слово должно свершиться. Бог приказал светилам появиться на небесах, и эти светила не только засияли в небе и осветили землю, но стали также служить знамениями для дня и ночи, времен года, дней и лет. Таким образом, в то время как Бог изрекал Свои слова, каждое действие, которое Бог желал реализовать, было выполнено в соответствии с Божьим замыслом и тем способом, который указал Бог.
Светила на небесах — это небесные тела, которые могут излучать свет; они могут освещать небо, землю и моря. Они вращаются в соответствии с ритмом и частотой, заданной Богом, и озаряют на земле различные временные интервалы. Вследствие этого циклы периодического обращения светил являются причиной того, что на востоке и западе земли появляются день и ночь, и светила эти не только знаменуют наступление дня или ночи, но и обозначают с помощью данных различных циклов праздники и всевозможные особые дни человечества. Они являются идеальным дополнением и сопровождением четырех времен года: весны, лета, осени и зимы, заданных Богом, вместе с которыми светила гармонично служат в качестве постоянных и точных указателей лунных месяцев, дней и лет человечества. И хотя только с появлением сельского хозяйства человечество начало понимать и использовать деление на лунные месяцы, дни и годы, вызванные светилами, созданными Богом, фактически те лунные месяцы, дни и годы, которые человек понимает сегодня, начали возникать давным-давно на четвертый день сотворения Богом всего сущего. И точно также давным-давно, на четвертый день сотворения мира Богом началась переживаемая человеком смена циклов весны, лета, осени и зимы. Светила, созданные Богом, дали человеку возможность регулярно, точно и определенно отличать ночь ото дня, вести счет дням и четко отслеживать лунные месяцы и годы. (День полнолуния означал завершение одного месяца, на основании чего человек знал, что начинается новый цикл свечения светил. День луны в первой четверти означал окончание половины месяца, это говорило человеку о том, что начинается новый лунный месяц, из чего можно было сделать вывод о том, сколько дней и ночей было в лунном месяце, сколько лунных месяцев было в одном времени года, и сколько времен года было в году, — все это обнаруживалось с четкой регулярностью.) И поэтому человек легко мог отслеживать лунные месяцы, дни и годы, отмеченные кругооборотом движения светил. Начиная с этого момента и человечество, и все сущее, сами того не осознавая, жили на фоне упорядоченного чередования ночи и дня с изменениями времен года, вызванных обращением светил. Таково было значение создания Творцом светил на четвертый день. Аналогичным образом цели и значимость данного деяния Творца были все также неотделимы от Его власти и могущества. Следовательно, и светила, созданные Богом, и та ценность, которую они вскоре принесли человеку, стали еще одним мастерским ходом в процессе применения власти Творца.
В этом новом мире, в котором человечество еще только должно было появиться, Творец приготовил «вечер и утро», «твердь», «сушу и моря», «зелень, травы и различные виды деревьев», а также «светила и времена [года], дни и годы» для той новой жизни, которую Он вскоре должен был создать. Власть и могущество Творца выразились в каждой новой вещи, которую Он создал, а Его слова и свершения осуществились синхронно, без малейших нестыковок и перерывов. Внешний вид и рождение всех этих новых вещей стали доказательством власти и могущества Творца; Он держит Свое слово, и Его слово должно осуществиться, и то, что Он совершает, сохранится на века. Данное обстоятельство никогда не менялось: так было в прошлом, так происходит в настоящем, и так будет во веки веков. Если вы еще раз посмотрите на эти слова Писания, появляется ли у вас ощущение их свежести? Увидели ли вы новое содержание, сделали ли вы новые открытия? Все потому, что деяния Творца затронули ваши сердца, дали направление вашему познанию Его власти и могущества и открыли дверь вашего постижения Творца, а Его деяния и власть даровали этим словам жизнь. Поэтому в этих словах человек увидел реальное, яркое выражение власти Творца, воистину стал свидетелем верховенства Создателя и узрел необычайность власти и могущества Творца.
Власть и могущество Творца творят чудо за чудом, Он привлекает внимание человека, и человек не может не глядеть изумленно и ошеломленно на поразительные деяния, рожденные из проявления Его власти. Его феноменальное могущество вызывает восторг за восторгом, и человек остается пораженным и безмерно счастливым, от восхищения у него перехватывает дух, его охватывает благоговение и ликование. Причем человека явно охватывает волнение, это рождает в нем почтительность, страх и преданность. Власть и деяния Творца имеют огромное воздействие и очищающий эффект на дух человека и, более того, они насыщают дух человека. Каждая мысль Творца, каждое Его слово и каждое раскрытие Его власти являются шедевром на фоне всего сущего и великим начинанием, которое наиболее достойно глубокого понимания и познания со стороны сотворенного человечества. Когда мы подсчитываем все творения, рожденные из слов Творца, наш дух обращается к чуду Божьего могущества, и мы ловим себя на том, что следуем за поступью Творца в направлении следующего дня: пятого дня сотворения всего сущего Творцом.
(Слово, том II. О познании Бога. Сам Бог, уникальный Бог I)