Авраам приносит в жертву Исаака
Быт. 22:2-3: «[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог».
Быт. 22:9-10: «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего».
Работа Бога по управлению человечеством и его спасению начинается с того, что Авраам приносит в жертву Исаака
С рождением у Авраама сына слова, сказанные Богом Аврааму, исполнились. Это не значит, что на этом план Бога завершился; напротив, великолепный план Бога по управлению и спасению человечества только начался, и то, что Он благословил Авраама сыном, было лишь прелюдией к Его общему плану управления. Кто знал в тот момент, что битва Бога с сатаной неприметно началась в тот момент, когда Авраам принес Исаака в жертву?
Богу все равно, глуп ли человек, — Он просит человека лишь быть верным
Теперь давайте посмотрим, что Бог сделал с Авраамом. В Бытии 22:2 Бог приказывает Аврааму следующее: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Смысл послания Бога был ясен: Он говорит Аврааму принести своего единственного, любимого сына Исаака во всесожжение. Рассматривая эту ситуацию сегодня, можем ли мы сказать, что повеление Бога идет вразрез с представлениями человека? Да! Все, что делал Бог в то время, противоречило представлениям человека, было для него непостижимым. Ход мыслей человека примерно следующий: когда человек не верил и считал невозможным, Бог дал ему сына, а после того, как тот его получил, Бог попросил принести сына в жертву. Это же просто невероятно! В чем же было настоящее намерение Бога? Какова была Его истинная цель? Он в безусловном порядке дал Аврааму сына и при этом также попросил, чтобы Авраам сделал свое безусловное жертвоприношение. Было ли это слишком? С посторонней точки зрения, это было не просто слишком, но и из разряда «создать проблему без причины». Однако сам Авраам не считал, что Бог требует слишком многого. Несмотря на то, что у него были некоторые мыслишки и небольшие подозрения касательно Бога, он, тем не менее, был готов принести в жертву своего сына. Что в этот момент указывает тебе на готовность Авраама принести своего сына в жертву? Что говорится в этих предложениях? В оригинальном тексте сказано следующее: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог» (Быт. 22:3). «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22:9-10). Когда Авраам простер руку и взял нож, чтобы убить своего сына, видел ли Бог его действия? Конечно же, видел. Весь процесс — с момента, когда Бог попросил Авраама принести Исаака в жертву, до того момента, как Авраам занес свой нож, чтобы убить сына, — показало Богу сердце Авраама, и, несмотря на его прежнюю глупость, невежество и непонимание Бога, в тот момент сердце Авраама по отношению к Богу было верным и честным, и он действительно собирался вернуть Исаака — сына, полученного им от Бога, назад Богу. В Аврааме Бог увидел повиновение, то самое повиновение, которого Он желал.
С точки зрения человека, Бог совершает много непостижимых и даже невероятных вещей. Когда Бог желает руководить человеком, это руководство часто идет вразрез с представлениями человека, не поддается его пониманию, хотя именно этот диссонанс и непостижимость и являются испытанием и проверкой Богом человека. Авраам же смог показать Богу свою внутреннюю покорность, ставшую основополагающим фактором, благодаря которому он смог удовлетворить требования Бога. Только когда Авраам был готов повиноваться требованию Бога и принести в жертву Исаака, Бог действительно почувствовал уверенность в отношении человечества, в лице выбранного им Авраама люди получили Его одобрение. Только тогда Бог убедился, что человек, которого Он выбрал, был незаменимым лидером, который сможет привести в исполнение Его обетование и последующий план управления. Несмотря на то, что это была лишь проверка и испытание, Бог испытал чувство удовлетворения и любовь человека к Себе, почувствовал утешение от человека, как никогда раньше. В тот момент, когда Авраам занес свой нож, чтобы убить Исаака, остановил ли его Бог? Бог не позволил Аврааму принести Исаака в жертву, так как у Него не было намерения отнять жизнь Исаака, и Он остановил Авраама как раз вовремя. С точки зрения Бога, Авраам уже прошел свою проверку на повиновение, то, что он сделал, было достаточным, и Бог уже увидел исход того, что Он намеревался сделать. Удовлетворил ли этот исход Бога? Можно сказать, что удовлетворил, что он был таким, каким его желал, жаждал видеть Бог. Не так ли? Хотя в различных ситуациях Бог использует различные способы, чтобы проверить того или иного человека, в Аврааме Бог увидел то, что Он хотел увидеть, Он увидел, что сердце Авраама было верным, и что его повиновение было безусловным. Именно этой «безусловности» и желал Бог. Люди часто сетуют: «Я уже принес в жертву это, я уже отказался от того — так почему же Бог все еще недоволен мной? Почему Бог все еще подвергает меня испытаниям? Почему Он все еще испытывает меня?» Это говорит об одном факте: Бог не увидел твоего сердца, не приобрел твое сердце. То есть, Он не видел такой искренности, как у Авраама, когда тот поднял нож, чтобы убить своего сына собственными руками и принести его в жертву Богу. Он не увидел такого безусловного повиновения и не получил от тебя утешения. Естественно, Он будет продолжать испытывать тебя. Разве не так?
(Слово, том II. О познании Бога. Божий труд, Божий характер и Сам Бог II)