Быт. 22:16-18: «Мною клянусь, говорит Иегова, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».
Вот полный рассказ о благословении, данном Богом Аврааму. Несмотря на краткость, он очень содержателен: в нем мы находим причину и предпосылку к Божьему дару, а также описание Его дара Аврааму. Рассказ окрашен радостью и волнением, с которыми Бог произносил эти слова, а также Его непреодолимым желанием найти тех, кто будет слушать Его слова. В нем мы видим ласку и нежность Бога к тем, кто повинуется Его словам и следует Его велениям. Мы видим также и цену, которую Он платит, чтобы обрести людей, а также заботу и мысли, которые Он вкладывает ради того, чтобы приобрести их. Более того, этот отрывок, который содержит слова «Мною клянусь», позволяет нам ощутить ту огромную горечь и боль, которые испытывает Бог, только Бог, «за кулисами» работы Своего плана управления. Этот отрывок дает нам почву для размышлений, он имеет особое значение для тех, кто пришел потом, и оказывает далеко идущее влияние на них.
Было ли благословение, данное Аврааму Богом, о котором мы читаем здесь, великим? Насколько великим? Здесь есть одно ключевое предложение: «...и благословятся в семени твоем все народы земли». Это предложение показывает, что Авраам получил благословения, которые не были даны никому ни до, ни после него. Когда, как просил того Бог, Авраам вернул своего единственного сына, своего возлюбленного единственного сына Богу (Здесь мы не можем использовать выражение «принес в жертву», нам следует говорить, что он «вернул своего сына Богу»), Бог не только не позволил Аврааму принести Исаака в жертву, Он также благословил его. Каким обетованием Он благословил Авраама? Это было обетование умножить его потомство. И насколько оно должно было умножиться? В Писании сказано следующее: «как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли». В каком контексте Бог произнес эти слова? То есть, каким образом Авраам получил благословения Божьи? Он получил их, как говорит Бог в Писании, «за то, что ты послушался гласа Моего». То есть Бог дал ему такое обетование, потому что Авраам последовал велению Бога, потому что он сделал все, что сказал, попросил или велел Ему Бог, нисколько не жалуясь. Есть в этом обетовании одно ключевое предложение, которое касается мыслей Бога в тот момент. Увидели ли вы его? Возможно, вы не обратили особого внимания на слова Бога: «Мною клянусь». Смысл их в том, что, произнося их, Бог клялся Собой. Чем клянутся люди, принося клятву? Они клянутся Небесами, то есть они дают клятву Богу и клянутся Богом. Возможно, люди не настолько хорошо понимают тот факт, что Бог клялся Собой, но вы сможете понять это, когда я вам правильно его объясню. Столкнувшись с человеком, который мог только слышать Его слова, но не понимал Его сердца, Бог снова почувствовал себя одиноким и растерянным. В отчаянии и, можно сказать, подсознательно Бог сделал нечто очень естественное: Бог положил Свою руку на сердце и обратился к Самому Себе, давая это обетование Аврааму, и из этого человек услышал, как Бог говорит: «Мною клянусь». Сравни действия Бога со своими. Когда ты кладешь руку на сердце и обращаешься к себе, ты имеешь ясное представление о сказанном? Твое отношение искреннее? Ты говоришь откровенно, с открытым сердцем? Таким образом, мы видим, что, когда Бог разговаривал с Авраамом, Он был искренен и серьезен. Говоря с Авраамом и благословляя его, Бог в то же время обращался к Самому Себе. Он говорил Себе: «Я благословлю Авраама и сделаю его потомков такими же многочисленными, как звезды на небе, несметными, как песок на берегу моря, потому что он послушался Моих слов и потому что он избранный Мной». Сказав «Мною клянусь», Бог решил, что от Авраама Он получит избранный народ Израиля, и затем Он с помощью Своей работы поведет этих людей вперед. То есть Бог определил, что именно потомки Авраама будут выполнять Божью работу управления; и работа Бога и то, что выражается Богом, начнется с Авраама и продолжится в потомках Авраама, реализуя таким образом желание Бога спасти человека. Что это, если не благословение, скажите мне? Нет большего благословения для человека, чем это. Это, можно сказать, самое благословенное призвание. Благословение, которое получил Авраам, было не в том, что количество его потомков станет бесчисленным, но в том, что Бог реализует Свое управление, Свое поручение и Свою работу в потомках Авраама. Это значит, что благословения, полученные Авраамом, не временные, но они простираются на весь процесс реализации Божьего плана управления. Когда Бог говорил, когда Он клялся Собой, Он уже принял решение. Был ли истинным процесс принятия этого решения? Был ли он реальным? Бог решил, что с того момента и впредь Его усилия, цена, которую Он заплатил, то, чем Он обладает, и Кем Он является, все, что Ему принадлежит, и даже Его жизнь будет отдана Аврааму и потомкам Авраама. Кроме того, Бог решил, что, начиная с этой группы людей, Он сделает явными дела Свои и позволит человеку увидеть Свою мудрость, власть и силу.
Обращаясь к Самому Себе, Бог одновременно говорил и с Авраамом, но помимо того, что последний слышал о данных ему Богом благословениях, был ли он способен понять истинные желания Бога из всех слов Бога в тот момент? Конечно, нет! Таким образом, в тот момент, когда Бог поклялся Собой, сердце Его все еще было одиноким и печальным. Все еще не было ни одного человека, способного понять или постичь то, что Он намеревался или планировал сделать. В тот момент никто, включая Авраама, не мог говорить с Ним доверительно и тем более взаимодействовать с Ним в работе, которую Он должен был выполнить. На первый взгляд, Бог обрел Авраама — того, кто мог повиноваться Его словам. Но, по сути, знание этого человека о Боге было почти нулевым. И даже при том, что Бог благословил Авраама, сердце Бога все еще не было удовлетворено. Что значит, что Бог по-прежнему не был удовлетворен? Это значит, что Его управление только началось, это значит, что люди, которых Он хотел приобрести, люди, которых Он желал видеть и которых Он любил, были далеки от Него. Ему нужно было время, Ему нужно было подождать, Ему нужно было набраться терпения, так как в то время, помимо Самого Бога, не было никого, кто бы знал, что Ему нужно, что Он хотел получить или о чем Он тосковал. И таким образом, даже испытывая воодушевление, Бог чувствовал тяжесть на душе. И при этом Он не прекратил действовать и продолжил планировать следующий шаг, который Он должен был сделать.
Что вы видите в обетовании, данном Богом Аврааму? Бог одарил Авраама великими благословениями просто потому, что тот повиновался Божьим словам. И хотя, на первый взгляд, это кажется нам нормальным и само собой разумеющимся, в этом мы можем увидеть сердце Бога. Бог особенно дорожит повиновением человека Ему, а также ценит понимание Его человеком и искренность человека по отношению к Нему. Насколько сильно Бог ценит эту искренность? Возможно, вы не понимаете, насколько Он ценит это, возможно, никто этого не осознает. Бог дал Аврааму сына, и когда этот сын вырос, Бог попросил Авраама принести его в жертву Богу. Авраам в точности исполнил веление Бога, он повиновался слову Бога, и его искренность тронула Бога и была высоко Им оценена. Как высоко Бог оценил ее? И почему Он ее оценил? В то время, когда никто не мог постигнуть слова Бога и не понимал Его сердца, Авраам сделал нечто, что потрясло небеса и землю, заставило Бога испытать беспрецедентное чувство удовлетворения и принесло Богу радость обретения человека, который способен подчиниться Его словам. Это удовлетворение и радость принесло создание, сотворенное руками Самого Бога, и это была первая «жертва», которую человек принес Богу, поэтому она была оценена Богом самым высоким образом с момента сотворения человека. Бог с трудом дождался этой жертвы, и Он посчитал ее самым важным подарком от человека, которого Он создал. Она стала первым плодом Его усилий и цены, которую Он заплатил, и позволила Ему увидеть в человечестве надежду. После того Бог еще больше желал обрести группу таких людей, которые составят Ему компанию, будут искренне к Нему относиться, искренне заботиться о Нем. Бог даже надеялся, что Авраам проживет еще немало, ведь Он желал иметь возле себя сердце как у Авраама, в то время как Сам продолжит Свое управление. Чего бы ни хотел Бог, это было просто желание, идея, так как Авраам был просто человеком, способным повиноваться Ему, но не имеющим ни малейшего понимания или знания Бога. Авраам был человеком, который совсем не соответствовал требованиям Бога к человеку, среди которых было знание Бога, способность свидетельствовать о Боге и быть Его единомышленником. И поэтому он не мог ходить перед Богом. В готовности Авраама принести в жертву Исаака Бог увидел его искренность и повиновение, понял, что Авраам прошел проверку Бога. И хотя Бог принял искренность и повиновение Авраама, тот все еще был недостоин стать доверенным лицом Бога, стать тем, кто знал Бога, понимал Бога, обладал знаниями о характере Бога; он был далек от мышления Бога и исполнения Его воли. Поэтому в сердце Своем Бог все еще был одинок и обеспокоен. Чем более одиноким и обеспокоенным становился Бог, тем больше Он нуждался в том, чтобы как можно скорее продолжить Свое управление, а также выбрать и обрести группу людей для исполнения Своего плана управления и Своей воли. Это было заветное желание Бога, и оно оставалось неизменным с самого начала и до настоящего дня. С тех пор как Бог в самом начале создал человека, Он мечтал о группе победителей, группе людей, которые будут ходить перед Ним и смогут понять, познать и постичь Его характер. Это желание Бога никогда не менялось. Независимо от того, сколько Ему еще предстояло ждать, независимо от сложности предстоящего пути и того, насколько далекими могли быть цели, к которым он стремился, Бог никогда не менял Свои ожидания в отношении человека и не отказывался от них. Услышав это, осознали вы в некоторой мере желания Бога? Возможно, осознанное вами не так уж глубоко, но эта глубина придет со временем!
(Слово, том II. О познании Бога. Божий труд, Божий характер и Сам Бог II)