Ин. 20:26-29: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».
Ин. 21:16-17: «Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих».
В этих отрывках рассказывается о том, что Господь Иисус делал и говорил Своим ученикам после Своего воскресения. Вначале давайте посмотрим на различия между тем, каким был Господь Иисус до и после Своего воскресения. Был ли Он все тем же Господом Иисусом, как в прошедшие дни? Писание содержит следующее описание Господа Иисуса после Его воскресения: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» Совершенно ясно, что Господь Иисус в тот момент был уже не материальной плотью, а духовным телом. Он вышел за ограничения, присущие плоти, поэтому, несмотря на запертую дверь, Он все равно смог пройти и встать посреди людей, позволив им увидеть Себя. В этом состоит важнейшее различие между воскресшим Господом Иисусом и Господом Иисусом, жившим во плоти до Своего воскресения. Хотя в тот момент внешний облик духовного тела не отличался от того, как выглядел Господь Иисус прежде, люди все же почувствовали нечто незнакомое в Нем, поскольку после Своего воскресения Иисус стал духовным телом, а это, по сравнению с Его предыдущей плотью, только еще больше озадачивало и смущало людей. Такое изменение также создало еще большую дистанцию между Господом Иисусом и людьми. На сердце у людей появилось ощущение, что Господь Иисус в тот момент стал более непостижимым. Те понимания и ощущения, которые возникли у людей, как будто внезапно вернули их к тому времени, когда они верили в Бога, Которого нельзя было увидеть или осязать. Поэтому после Своего воскресения Господь Иисус в первую очередь дал людям увидеть Его, убедиться в Его существовании и в факте Его воскресения. Кроме того, это послужило восстановлению Его прежних отношений с людьми, когда Он трудился во плоти и был Христом, Которого можно было увидеть и осязать. Таким образом, одним из результатов этого было то, что люди уже не сомневались в том, что Господь Иисус воскрес из мертвых после распятия на кресте, как не сомневались они в совершенном Господом Иисусом труде искупления человечества. Другим результатом было то, что Господь Иисус явился людям после Своего воскресения, чтобы Его можно было увидеть и осязать, и основательно утвердил человечество в периоде Благодати, чтобы люди с того момента из-за «исчезновения» или «ухода» Господа Иисуса не вернулись в прежний период Закона. Они должны были продолжать следовать учению Господа Иисуса и свершенному Им труду. Таким образом, в труде периода Благодати формально наступил новый этап, и, начиная с этого момента, люди, жившие по закону, «официально» вышли из данного периода и вошли в новую эру с новым началом. Таков многогранный смысл явления Господа Иисуса людям после Своего воскресения.
Если Господь Иисус стал духовным телом, то как люди могли Его увидеть и прикоснуться к Нему? Этот вопрос касается значимости явления Господа Иисуса человечеству. На что вы обратили внимание в отрывках, которые мы только что прочитали? Обычно духовные тела нельзя увидеть или осязать, а после воскресения предпринятая Господом Иисусом работа уже была завершена. Теоретически, Ему уже не было необходимости возвращаться к людям в Своем первоначальном облике, чтобы увидеться с ними. Но явление Господа Иисуса в виде духовного тела таким людям, как Фома сделало значение этого события более конкретным и еще глубже проникло в их сердца. Когда Он явился сомневающемуся Фоме, то позволил ему коснуться Своей руки и сказал ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Эти слова и дела — это не то, что Господь Иисус хотел сказать и сделать только после Своего воскресения, но все это Он намеревался сказать и сделать до Своего распятия, потому что у Фомы появились сомнения не только в тот момент, они одолевали его на протяжении всего периода следования за Господом Иисусом. Очевидно, что у Господа Иисуса, еще до распятия, было понимание таких людей, как Фома. Итак, что же мы можем понять из этого? После Своего воскресения Он был все тем же Господом Иисусом. Его сущность не изменилась. Но вот уже Господь Иисус воскрес из мертвых и возвратился из духовного мира в Своем первоначальном облике, со Своим первоначальном характером и со Своим пониманием человечества, обретенным во время жизни во плоти. Поэтому в первую очередь Он пошел к Фоме, чтобы позволить тому прикоснуться к Его ребру, чтобы позволить Фоме не только увидеть Его духовное тело, обретенное после воскресения, но также прикоснуться к этому духовному телу и ощутить его существование, чтобы полностью развеять все его сомнения. Фома еще до распятия Господа Иисуса всегда сомневался в том, что Он Христос, и не мог в это поверить. Его вера в Бога основывалась лишь на том, что он мог увидеть собственными глазами и чего мог коснуться своими руками. Господь Иисус хорошо понимал особенности веры таких людей. Такие люди верили только в Бога, пребывающего на небесах, они абсолютно не верили и не приняли бы Того, Кто послан Богом, не приняли бы Христа во плоти. Чтобы Фома осознал и уверовал в существование Господа Иисуса и в то, что Он поистине был воплотившимся Богом, Он позволил ему протянуть руку и прикоснуться к Его ребру. Отличались ли сомнения Фомы до воскресения Господа Иисуса и после этого? Фома сомневался всегда, и пока Господь Иисус в духовном теле лично не явился Фоме и не позволил ему коснуться следов от гвоздей на Его теле, никто не мог помочь ему развеять сомнения и избавиться от них. С того момента, как Господь Иисус позволил ему прикоснуться к Своему ребру и удостовериться в следах от гвоздей на Его теле, сомнения Фомы исчезли, теперь он твердо знал, что Господь Иисус воскрес. Он признал и уверовал в то, что Господь Иисус воистину был Христом и воплотившимся Богом. И хотя Фома больше не сомневался, однако он навсегда потерял шанс встретиться с Христом. Он навсегда лишился возможности быть вместе с Ним, следовать за Ним и знать Его. Он упустил возможность того, чтобы Христос его усовершенствовал. Явление Господа Иисуса и Его слова стали заключением и вердиктом в отношении веры тех, кто полон сомнений. Он Своими словами и действиями сообщил всем сомневающимся, всем тем, кто верил только в Бога, пребывающего на небесах, но не верил в Христа, что Бог не одобряет их веру и их полное сомнений следование за Ним. Они всецело поверили в Бога и в Христа только тогда, когда Бог завершил Свой великий труд. Естественно, в этот же самый день был оглашен приговор их сомнениям. Их отношение к Христу определило их судьбу, а их упорные сомнения сделали их веру бесплодной, и их надежды стали напрасными из-за их упорства. Поскольку их вера в Небесного Бога основывалась на иллюзиях, а их настоящим отношением к Богу оказались сомнения в Христе, то даже если они коснулись следов от гвоздей на теле Господа Иисуса, их вера все равно была бесполезной, с таким же результатом, как если черпать воду решетом, то есть полностью тщетной. То, что Господь Иисус сказал Фоме, было также ясным посланием всем людям о том, что воскресший Господь Иисус является Господом Иисусом, Который тридцать три с половиной года трудился среди человечества. И хотя Он был распят на кресте, прошел долиной смертной тени и испытал воскресение, Он не изменился ни в каком отношении. И, несмотря на то, что теперь на Его теле были следы от гвоздей, несмотря на то, что Он был воскрешен и покинул гробницу, Его характер, Его понимание человечества и Его намерения в отношении людей совсем не изменились. Господь Иисус также говорил людям о том, что Он сошел с креста, одержал победу над грехом, преодолел невзгоды и восторжествовал над смертью. Следы от гвоздей были лишь свидетельством Его победы над сатаной, свидетельством того, что Он принес Себя в жертву ради искупления всего человечества. Господь Иисус говорил людям, что Он уже взял на Себя человеческие грехи, и что Он уже свершил труд искупления. Когда Господь Иисус вернулся к Своим ученикам, Он Своим явлением сказал им: «Я жив, Я существую. Ныне Я воистину стою перед вами, дабы вы смогли Меня увидеть и осязать. Я всегда буду с вами». Кроме того, на примере Фомы Господь Иисус хотел предостеречь всех людей в будущем: хотя ты и веришь в Господа Иисуса, ты не можешь ни увидеть Его, ни прикоснуться к Нему. Однако с помощью истинной веры ты обретешь благословение. Ты сможешь узреть Господа Иисуса своей истинной верой. Именно такие люди благословенны.
Записанные в Библии слова, которые Господь Иисус произнес, когда явился Фоме, были чрезвычайно полезны всем людям, живущим в период Благодати. Его явление и Его слова Фоме в огромной степени повлияли на будущие поколения и имеют непреходящее значение. Фома олицетворяет собой людей, которые верят в Бога, но в то же время сомневаются в Нем. Такие люди очень недоверчивы, зловещи и коварны. Они не верят в то, что Бог может совершить. Они не верят в Божье всемогущество и в Его верховную власть. Они не верят в воплотившегося Бога. Но воскресение Господа Иисуса нанесло по всему этому сокрушительный удар, а также дало людям возможность открыть для себя и осознать собственные сомнения и признать свое вероломство, чтобы они таким образом по-настоящему поверили в существование и воскресение Господа Иисуса. Произошедшее с Фомой стало для последующих поколений предупреждением и предостережением, чтобы больше людей остерегалось сомнений, подобных неверию Фомы, что если они будут сомневаться, то погрузятся во мрак. Если ты следуешь за Богом, но, как и Фома, всегда хочешь прикоснуться к ребру Господа и к ранам от гвоздей на Его теле, дабы убедиться, удостовериться и порассуждать о том, существует Бог или нет, тогда Он покинет тебя. Поэтому Господь Иисус призывает людей не быть похожими на Фому с верой только в то, что они могут увидеть собственными глазами, а быть целомудренными и честными людьми, не сомневающимися в Боге, но верующими в Него и следующими за Ним. Такие люди благословенны. Это то немногое, что Господь Иисус требует от людей. И это предостережение для Его последователей.
Таково отношение Господа Иисуса к тем, кто полон сомнений. Что же Господь Иисус сказал и сделал для тех, кто способен искренне верить в Него и следовать за Ним? Об этом мы собираемся поговорить далее, рассмотрев то, что Господь Иисус сказал Петру.
Во время этой беседы Господь Иисус несколько раз задает Петру один и тот же вопрос: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?» Такой более высокий стандарт Господь Иисус после Своего воскресения предъявляет людям, подобным Петру, искренне верующим во Христа и стремящимся любить Господа. Этот вопрос является своего рода «расследованием» и «допросом», и даже, более того, он является требованием к таким людям, как Петр, и ожиданием от них. Господь Иисус использовал такой метод расспрашивания для того, чтобы люди поразмыслили о себе, и заглянули в себя: каковы требования Господа Иисуса к людям? Люблю ли я Господа? Являюсь ли я человеком, который любит Бога? Как я должен любить Бога? Господь Иисус задал этот вопрос только Петру, но на самом деле в Своем сердце Он желал использовать эту возможность, чтобы задать этот же вопрос большему числу людей, стремящихся любить Бога. Единственное, что Петр был благословен представлять таких людей и принять эти вопросы из уст Самого Господа Иисуса.
По сравнению со словами Господа Иисуса, сказанными Фоме после Его воскресения: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим», Его трехкратный вопрос к Петру: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?» позволяет людям лучше понять строгость отношения Господа Иисуса и ту настойчивость, с которой Он вопрошал. Что же касается неверующего Фомы, лукавого по своей природе, то Господь Иисус позволил ему протянуть руку и коснуться следов от гвоздей на Его теле, что заставило того поверить, что Господь Иисус был воскресшим Сыном Человеческим, и признать Его Христом. Хотя Господь Иисус и не стал сурово упрекать Фому и не высказал тому никакого очевидного осуждения, Он на деле дал ему понять, что знает сущность Фомы, одновременно выразив Свое отношение к людям подобного рода и дав им определение. Из сказанного Господом Иисусом не увидеть Его требования к таким людям и Его ожидания от них. Такие люди как Фома не обладают ни каплей истинной веры. И Божьи требования к таким людям были выражены соответственно, однако отношение, проявленное Господом Иисусом к людям, подобным Петру, совершенно иное. Господь Иисус не требовал от Петра протянуть руку и прикоснуться к следам от гвоздей на Его теле, и не говорил ему: «Не будь неверующим, но верующим». Вместо этого Он несколько раз задал Петру один и тот же вопрос. Этот многозначительный и заставляющий задуматься вопрос не мог не вызвать угрызения совести и страх у каждого последователя Христа, а также заставить их ощутить тревожное и печальное настроение Господа Иисуса. Люди, испытывая сильную боль и переживая страдания, способны лучше понять заботу и беспокойство Господа Иисуса Христа. Они понимают Его серьезное учение и строгие требования к искренним и честным людям. Вопрос Господа Иисуса позволяет людям почувствовать, что Его ожидания от людей, выраженные в этих простых словах, заключаются не только в том, чтобы люди уверовали в Него и следовали за Ним, но также и в том, чтобы люди обрели чувство любви, любви к своему Господу и Богу. Любовь такого рода является заботливой и покорной. Такая любовь подразумевает, что люди живут для Бога, умирают ради Него, посвящают и отдают Ему все, что имеют, до конца. Кроме того, такая любовь дает утешение Богу, позволяет Ему наслаждаться свидетельством и покоем. Это то, чем человечество может отплатить Богу, это ответственность людей, обязанность людей и долг, которому они должны следовать на протяжении всей своей жизни. Эти три вопроса были требованием и назиданием Господа Иисуса для Петра и всех людей, которым предстояло быть усовершенствованными. Именно эти три вопроса стали путеводителем и мотивацией Петра на протяжении всего его жизненного пути. Именно вопросы Господа Иисуса при расставании побудили Петра вступить на путь усовершенствования. Именно они, благодаря его любви к Господу, побудили его бережно относиться к сердцу Господа, повиноваться Ему, утешать Его и пожертвовать всей своей жизнью и всем бытием во имя этой любви.
Божий труд, совершенный в период Благодати, предназначался, главным образом, для двух типов людей. К первому типу относились люди, которые верили в Него и следовали за Ним, исполняли Его заповеди, несли свой крест и были способны держаться пути периода Благодати. Люди данного типа обретали Божье благословение и наслаждались Божьей благодатью. Олицетворением второго типа людей является Петр. Это те, кто может быть усовершенствован. Итак, Господь Иисус сразу после Своего воскресения совершил эти два самых значимых дела. Одно было совершено с Фомой, другое с Петром. Что оба этих дела олицетворяют? Отражают ли они Божье истинное намерение спасти человечество? Отображают ли они Божью искренность по отношению к человечеству? Труд, который Он совершил с Фомой, был для того, чтобы предостеречь людей от сомнений, чтобы они просто верили. Труд, который Господь Иисус совершил с Петром, был призван укрепить веру таких людей как Петр, прояснить требования к такому типу людей и показать цели, к которым им нужно стремиться.
Господь Иисус после Своего воскресения явился тем людям, к которым Он посчитал необходимым явиться. Он беседовал с ними и определял требования, сообщая им Свои намерения и Свои ожидания от людей. Другими словами, забота о человечестве и требования к людям со стороны воплотившегося Бога не изменились, независимо от того, совершал ли Он Свой труд во плоти или в духовном теле после распятия и воскресения. Он беспокоился об этих учениках еще до того, как был распят. Господь Иисус прекрасно знал о ситуации каждого человека, Он понимал недостатки каждого человека, и, конечно же, то понимание, которым Он обладал во плоти, не изменилось после того, как Он умер, воскрес и обрел духовное тело. Он знал, что люди не были полностью уверены в том, что Его личность — это личность Христа, однако во время пребывания во плоти не предъявлял людям строгие требования. Но после Своего воскресения Господь Иисус явился им и полностью убедил их в том, что Он пришел от Бога, что Он — Бог, пришедший во плоти. Он использовал факт Своего воскресения и явления как величайшие видение и побуждение, за которыми человек следует на протяжении всей своей жизни. Его воскресение из мертвых не только укрепило тех, кто следует за Ним, но и полностью осуществило Его труд периода Благодати среди человечества. Так Евангелие спасения Господа Иисуса в период Благодати постепенно распространилось во всех уголках мира. Можно ли сказать, что явление Господа Иисуса после Его воскресения имело значимость? Если бы ты был Фомой или Петром в то время, и если бы в твоей жизни произошло что-то столь же значимое, как бы это повлияло на тебя? Стал бы ты считать это лучшим и величайшим видением за всю твою жизнь в вере в Бога? Принял бы ты это за движущую силу твоего следования за Богом, твоего стремления угождать Ему и твоего стремления к Божьей любви во всей твоей жизни? Посвятил бы ты всю свою жизнь распространению этого величайшего видения? Принял бы ты распространение спасения Господа Иисуса как Божье поручение? Даже если у вас не было подобного опыта, то современным людям достаточно уже двух примеров с Фомой и Петром, чтобы обрести ясное понимание Бога и Его воли. Можно сказать, что после того, как Бог стал плотью, после того как Он лично испытал жизнь среди людей, прожив жизнь человека, после того как Он увидел всю греховность человечества и положение человеческой жизни, Бог во плоти глубже ощутил беспомощность, уныние и жалкое состояние людей. Бог стал более сострадательным к положению людей, благодаря Своей человеческой сущности, которую Он имел, когда жил во плоти, и благодаря инстинктам Его плоти. Это побудило Его проявлять еще большую заботу о Своих последователях. Возможно, есть вещи, которые вы не можете понять, но Я могу описать тревогу и заботу Бога во плоти о каждом Его следователе двумя словами: «крайняя обеспокоенность». Хотя этот термин взят из человеческого языка и сказано это по-человечески, но он точно выражает и описывает Божьи чувства по отношению к Его последователям. Что касается крайней обеспокоенности Бога за людей, то в процессе обретения жизненного опыта вы это постепенно почувствуете и вкусите. Однако этого можно добиться только благодаря постепенному пониманию Божьего характера на основе стремления к изменению вашего собственного характера. Когда Господь Иисус явился, Его крайняя обеспокоенность о Его последователях, материализовавшись в человеческой природе, передалась Его духовному телу или, можно сказать, Его божественности. Его явление позволило людям снова обрести пережить и ощутить Божье беспокойство и Его заботу, а также явилось мощным подтверждением того, что Бог — это Тот, Кто начинает новую эпоху, Кто ее раскрывает, и Тот, Кто эпоху завершает. Господь Иисус посредством Своего явления укрепил веру всех людей и доказал миру, что Он и есть Сам Бог. Его последователи навеки обрели доказательство этого, а Он своим явлением положил начало следующему этапу Своего труда в новой эпохе.
(Слово, том II. О познании Бога. Божий труд, Божий характер и Сам Бог III)