1. Иисус срывает и ест колосья в субботу
Мф. 12:1: «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть».
2. Сын Человеческий — господин субботы
Мф. 12:6-8: «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы».
Давайте сначала посмотрим на первый отрывок: «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть».
Почему мы выбрали этот отрывок? Как он связан с Божьим характером? Первое, что мы узнаем из этого текста, это то, что была суббота, однако Господь Иисус повел Своих учеников через засеянные поля. Еще более «вероломным» было то, что они «начали срывать колосья и есть». В период Закона людям по закону Бога Иеговы предписывалось воздерживаться от хождения по делам или заниматься делами в субботу. Существовало много дел, запрещенных в день субботний. Поэтому поступок Господа Иисуса озадачил тех, кто долгое время жил по закону, и даже вызвал критику с их стороны. Мы пока отложим в сторону замешательство этих людей и то, что они говорили о поступке Иисуса. Сначала мы обсудим то, почему Господь Иисус решил сделать это в субботу, а не в какой-либо другой день, и что Он Своим поступком хотел донести людям, живущим по закону. Именно об этой связи между этим отрывком и Божьим характером Я и хочу поговорить.
Когда пришел Господь Иисус, Он на деле сообщил людям о том, что Бог отошел от периода Закона и начал совершать новый труд, и в этом новом труде уже не требовалось соблюдать субботу. То, что Бог вышел за рамки ограничений субботнего дня, было просто предвкушением Его нового труда; реальный и великий труд еще только должен был начаться. К тому моменту, когда Господь Иисус начал Свой труд, Он «оковы» периода Закона уже оставил в прошлом и покончил с правилами и законами той эпохи. В Нем не было и следа того, что было связано с законом, Он его полностью отверг и больше его не соблюдал, и уже не требовал соблюдения закона от человечества. Итак, ты видишь, что Господь Иисус проходил засеянными полями в субботу; Господь не отдыхал, а трудился вне дома. Такой Его поступок стал ударом по представлениям людей и дал им понять, что Он более не подчинялся закону, что Он расстался с ограничениями субботы и предстал перед человечеством и среди людей в новом образе и с новым методом работы. Данный Его поступок показал людям, что Он принес с Собой новый труд, который начался выходом за рамки закона и отступления от субботы. Когда Бог совершал Свой новый труд, Он более не держался за прошлое, и Его более не волновали уставы периода Закона. Не был Он также подвержен и воздействию Своего труда в предыдущую эпоху, Он просто как обычно трудился в субботу, а когда Его ученики были голодны, они могли срывать колосья и есть. В глазах Бога все это было совершенно нормально. Для той большой работы, которую хочет сделать Бог, и новых слов, которые Он хочет сказать, у Бога может быть новое начало. Начиная что-то новое, Он больше не касается Своего предыдущего труда и не продолжает его. Поскольку в Божьей работе имеются свои принципы, Бог, желая начать новый труд, хочет при этом привести человечество в новый этап Своей работы, и тогда Его работа выходит на более высокую ступень. Если люди продолжают поступать по тому, что было сказано прежде, и по ветхим уставам, и продолжают цепляться за них, то Бог не будет это чествовать или восхвалять, ибо Он уже принес новый труд и уже вступил в новую стадию Своей работы. Начиная новый труд, Бог является человечеству в совершенно новом образе, абсолютно по-новому и совершенно по-другому, чтобы люди могли увидеть различные аспекты Божьего характера и того, Кто Он есть и чем Он обладает. В этом заключается одна из целей Его нового труда. Бог не держится за прошлое и не идет проторенным путем; когда Он трудится и говорит, это не является запретительным, как представляется людям. У Бога все свободно, нет никаких стеснений, нет никаких запретов и нет никаких ограничений. Он несет человечеству лишь свободу и освобождение. Он — Бог Живой, настоящий, на самом деле существующий. Он не марионетка и не глиняное изваяние. Он совсем не такой, как истуканы, которым как святыням поклоняются люди. Он живой, а Его слова и работа несут людям жизнь и свет. Все это — свобода и освобождение, ибо у Него путь, истина и жизнь. Бог ничем не ограничен в любой Своей работе. Что бы ни говорили люди, что бы они ни думали о Его новом труде и как бы ни оценивали его, Он будет совершать Свою работу безо всяких колебаний. Его не будут волновать чьи бы то ни было представления или что кто-то показывает пальцем на Его работу и слова; Его не побеспокоит даже сильное противостояние людей и их противление Его новому труду. Никакое творение не способно своим человеческим разумом, человеческими представлениями, знаниями или нравственностью измерить и определить совершаемое Богом, чтобы оклеветать, нарушить или расстроить Его труд. В Божьем труде и Его действиях нет ничего запретительного; его не сможет ограничить никакой человек, и никто, и ничто, и никакие вражеские силы не смогут ему помешать. В том, что касается Его нового труда, Бог является всепобеждающим Царем, и все вражеские силы, вся ересь и все заблуждения человечества повергнуты к Его подножию. Независимо от того, какой новый этап труда Он выполняет, этот этап обязательно будет разворачиваться и распространяться среди человечества, и непременно беспрепятственно свершится во всей вселенной, пока Его великий труд не будет полностью завершен. Это и есть всемогущество и мудрость Бога, это и есть Его власть и сила. Итак, Господь Иисус мог открыто отправиться трудиться в субботу, потому что у Него в сердце не было человеческих уставов, знаний и догматов, но был новый труд Божий и путь Божий. Его работа была способом освобождения и избавления человечества, чтобы дать людям возможность пребывать в свете и жить. Те же, кто поклоняется идолам и лжебогам, изо дня в день живут, скованные сатаной, они ограничены всевозможными предписаниями и запретами: сегодня запрещено одно, завтра — другое. В их жизни нет свободы. Они подобны узникам в оковах, не имеющим в жизни никакой значимой радости. Что представляет собой «запрещение»? Оно представляет собой ограничения, узы и зло. Стоит только людям начать поклоняться идолу, как они начинают поклоняться ложному богу, почитать злого духа. Вместе с этим появляются запреты. Например, нельзя есть то или это, сегодня нельзя выходить из дома, завтра нельзя растапливать печь, послезавтра нельзя переезжать в новый дом, а свадьбы, похороны и даже рождение ребенка должны происходить только в определенные дни. Как это называется? Это называется запрещением. Это рабство для человечества, и именно оковы сатаны и злых духов управляют ими, налагая ограничения на сердца и тела людей. А существуют ли такие запреты у Бога? Когда речь идет о Божьей святости, первое, о чем следует думать, так это о том, что у Бога нет запретов. У Бога в Его словах и труде есть принципы, а запретов нет, ибо Сам Бог есть истина, путь и жизнь.
Теперь давайте посмотрим на следующий отрывок: «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:6-8). Что здесь означает слово «храм»? Простыми словами, «храм» — это величественное высокое здание. В период Закона храм был местом, где священники поклонялись Богу. Когда Господь Иисус сказал: «...здесь Тот, Кто больше храма», — кого он имел в виду под словом «Тот»? Очевидно, что «Тот» — это Сам Господь Иисус во плоти, потому что только Он мог быть «больше храма». О чем говорили людям эти слова? Они призывали людей выйти из храма, поскольку Бог уже вышел из него и больше не совершал в нем Свой труд. Поэтому людям следует искать Божьи следы за пределами храма и следовать за Ним в Его новом труде. Контекстом к сказанному Господом Иисусом является то, что люди, живущие по закону, стали воспринимать храм как нечто большее Самого Бога. Другими словами, люди поклонялись скорее храму, нежели Богу. Поэтому Господь Иисус предостерег их от поклонения идолам, призвав поклоняться Богу, Который превыше всего. Поэтому Он сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Очевидно, что, по мнению Господа Иисуса, большинство людей, живущих по закону, фактически не поклонялись Иегове, а просто выполняли ритуал жертвоприношения, который Он и назвал «поклонением идолам». Эти идолопоклонники видели в храме нечто более величественное и более высокое, чем Сам Бог. Их сердца занимал лишь храм, но не Бог. Если бы они потеряли храм, то лишились бы своей обители. Без храма им негде было поклоняться и приносить свои жертвы. Их так называемая «обитель» представляла собой место, где они изображали поклонение Богу Иегове, чтобы пребывать в храме и заниматься собственными делами. Их так называемые «жертвоприношения» в храме служили лишь прикрытием для их собственных постыдных дел под видом служения в храме. По этой причине люди считали храм больше Самого Бога. Именно потому, что они использовали храм как прикрытие и занимались жертвоприношениями для обмана других людей и Бога, именно поэтому Господь Иисус и высказался, чтобы предостеречь людей. В контексте настоящего времени эти слова все так же актуальны и уместны. И хотя сегодня люди испытали другой Божий труд, в отличие от людей, повидавших труд периода Закона, их природа-сущность не изменилась. В контексте нынешнего труда люди будут действовать все так же, как бы продолжая считать, что «храм больше Бога». К примеру, люди считают исполнение своего долга работой, они отождествляют свидетельство о Боге и сражение против большого красного дракона с политическими движениями в защиту прав человека, за демократию и свободу. Они повернули свой долг таким образом, чтобы свои навыки использовать для карьеры, для них быть богобоязненным и удаляться от зла — не более, чем фраза из религиозного догмата, который необходимо соблюдать, и т.д. Разве такие человеческие проявления не являются, по сути, отражением принципа «храм больше Бога»? Разница только в том, что две тысячи лет назад люди вершили свои собственные дела в буквальном смысле в здании храма, а сегодня они занимаются этим же в храмах абстрактных. Люди, дорожащие уставами, ставят их выше Бога; любящие статус, ставят его выше Бога; любящие свою карьеру, ставят ее выше Бога и т.д. Все подобные людские проявления побуждают Меня сказать: «Устами люди прославляют Бога, называя Его величайшим, но в их очах все превыше Бога». Потому что, как только человек находит возможность проявить свои таланты на пути следования за Богом, как только у него появляется возможность заняться собственным делом и своей карьерой, он отдаляется от Бога и всецело посвящает себя делу, которым увлечен. А что же до Божьей воли и всего то, что Бог им доверил, эти вещи уже давно не принимаются во внимание. Чем тогда эти люди отличаются от тех, которые две тысячи лет назад занимались в храме собственными делами?
(Слово, том II. О познании Бога. Божий труд, Божий характер и Сам Бог III)