Быт. 6:9-14: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем. Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сыновей: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растлена, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер, отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи».
Быт. 6:18-22: «Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтобы они остались с тобою в живых; мужского пола и женского пусть они будут. Из всех птиц по роду их, и из всех скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе. И будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все, как повелел ему Господь Бог, так он и сделал».
После прочтения двух этих отрывков есть ли у вас теперь общее понимание того, кто такой был Ной? Каким человеком был Ной? Вот текст оригинала: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем». Согласно пониманию современных людей, каким должен быть «человек праведный» в те дни? Праведный человек должен быть человеком совершенным. А вам известно, являлся ли этот совершенный человек совершенным в глазах человека или совершенным в глазах Бога? Без сомнения, этот совершенный человек был совершенным в глазах Бога, но не в глазах человека. Это несомненно! Причина этого в том, что человек слеп и не может видеть, и только Бог взирает на всю землю и на каждого человека; и только Бог знал, что Ной — совершенный человек. Таким образом, Божий план уничтожить мир потопом начал осуществляться с того момента, как Он призвал Ноя.
В тот период Бог намеревался призвать Ноя для выполнения чего-то очень важного. Почему необходимо было выполнить это задание? Потому, что в тот момент у Бога в сердце был план. Его план состоял в том, чтобы уничтожить мир потопом. Зачем было уничтожать мир? Как здесь сказано: «Земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями». Что вы можете почерпнуть в словах «наполнилась земля злодеяниями»? То было такое явление на земле, когда мир и люди в нем стали прельщены до крайности; отсюда то, что «наполнилась земля злодеяниями». На современном языке «наполнилась злодеяниями» значит, что все пошло наперекосяк. Для человека это значило, что во всех сферах жизни было утрачено любое подобие порядка, что все стало хаотичным и неуправляемым. В Божьих глазах это означало, что люди мира стали слишком развращены. Но до какой степени развращены? Развращены до такой степени, что Бог больше не мог смотреть на них и больше не мог их терпеть. Развращены до такой степени, что Бог принял решение их уничтожить. Когда Бог решил уничтожить мир, Он планировал найти кого-то, кто построил бы ковчег. Для выполнения этого задания Бог избрал Ноя, то есть Он сделал так, чтобы Ной построил ковчег. Почему Он избрал Ноя? В Божьих глазах Ной был праведным человеком; что бы ни наставлял его Бог сделать — Ной все так и делал. То есть он готов был сделать все, что Бог ему скажет. Бог хотел найти такого человека, который работал бы с Ним, который завершил бы то, что Он ему доверил, — чтобы завершил Его работу на земле. Был ли в то время еще человек, кроме Ноя, который мог бы исполнить такую задачу? Конечно же, нет! Ной был единственным кандидатом, единственным, кто мог завершить Божье поручение, и потому Бог избрал его. Но таковы ли масштабы и стандарты спасения людей сейчас, какими они были тогда? Ответ — определенно, между ними есть различие! А почему Я это спрашиваю? В то время Ной был единственным праведным человеком в Божьих глазах, что подразумевает, что ни его жена, ни сыновья с невестками не были праведными людьми, но Бог все же пощадил их ради Ноя. Бог не предъявлял к ним те же требования, что предъявляет сейчас, а вместо этого оставил всех восьмерых членов семьи Ноя в живых. Они получили Божье благословение по причине праведности Ноя. Без Ноя ни один из них не смог бы завершить Божье поручение. Таким образом, Ной был единственным, кто должен был пережить то уничтожение мира, а другие были лишь сопутствующими получателями выгод. Это показывает, что в эпоху перед тем, как Бог официально начал Свою работу управления, принципы и стандарты, которые Он применял к людям и согласно которым спрашивал с них, были относительно нестрогими. Нынешним людям представляется «недостаточно справедливым» то, как Бог поступил с семьей Ноя из восьми человек. Но по сравнению с огромным объемом работы, которую Он выполняет над людьми сейчас, и огромным количеством изрекаемых Им ныне слов, то, как Бог поступил с семьей Ноя из восьми человек, было просто принципом работы, учитывая Его работу в то время. Для сравнения — кто получил от Бога больше: семья Ноя из восьми человек или же люди сегодняшнего дня?
То, что Ной был призван — факт простой, однако суть того, о чем мы говорим — Божий характер, Его воля и Его сущность — в данной истории не так просты. Чтобы понять эти несколько аспектов Бога, мы должны сначала уяснить, какого человека Бог желает призвать, и через это понять Его характер, волю и сущность. Это имеет решающее значение. Таким образом, каким же именно предстает в Божьих глазах тот человек, которого Он призывает? Это должен быть человек, который может слушать Божьи слова и который может следовать Его наставлениям. В то же время это должен быть человек с чувством ответственности, тот, кто исполнит Божье слово, рассматривая его как обязанность и долг, который нельзя не выполнить. В таком случае, необходимо ли, чтобы этот человек знал Бога? Нет. В то время Ной не так много слышал Божьих поучений и не испытал на себе Божьей работы. Поэтому Ной знал о Боге очень мало. Хотя написано, что Ной ходил с Богом, видел ли он когда-либо личность Бога? Ответ — однозначное нет! Потому что в те дни к людям приходили лишь Божьи посланцы. Они могли представлять Бога тем, что говорили и делали, но при этом лишь передавали Божью волю и Его намерения. Божья личность не раскрывалась человеку лицом к лицу. В этой части Писания все, что мы, в сущности, видим, — это то, что Ной должен был сделать, и какие ему были даны наставления от Бога. Так в чем была сущность, выраженная здесь Богом? Все, что делает Бог, планируется с точностью. Когда Он видит предмет или происходящее событие, в глазах Его есть мерило для его измерения, и это мерило определяет, начнет ли Бог планомерно разбираться с этим, и какой подход Он применит, чтобы разобраться с этим предметом или ситуацией. Он не безразличен и не бесчувственен ко всему. На самом деле — совершенно наоборот. Здесь есть стих, где говорится, что Бог сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли». Говоря так, имел ли Бог в виду, что уничтожит только людей? Нет! Бог сказал, что уничтожит все живое из плоти. Почему Бог возжелал уничтожения? Здесь есть еще одно откровение о Божьем характере; в Божьих глазах существует предел Его терпению по отношению к человеческой прельщенности, к скверне, злодеяниям и непослушанию всякой плоти. Каков Его предел? Таков, как Бог сказал: «Воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле». Что означает фраза «ибо всякая плоть извратила путь свой на земле»? Она означает, что всякое живое существо, включая тех, кто следовал за Богом, тех, кто призывал имя Божье, кто некогда приносил Богу жертву всесожжения, кто словами признавал и даже восхвалял Бога, — когда их поведение исполнилось разврата и достигло Божьих глаз, подлежит уничтожению Богом. Это был Божий предел. Итак, до какой степени Бог оставался терпеливым к человеку и к прельщенности всей плоти? До той степени, пока все люди, — будь они последователи Бога или неверующие, — не пошли неверным путем. До той степени, что человек оказался не просто нравственно развращен и исполнен зла, но не было никого, кто верил бы в существование Бога, не говоря уже о том, чтобы кто-то верил, что Бог правит миром, и что Бог может принести людям свет и правильный путь. До той степени, что человек презрел Божье существование и не позволял Богу существовать. Как только развращенность человека достигла этой точки, Бог был уже не в состоянии терпеть. Что же должно было прийти на смену терпению? Божий гнев и Божье наказание. Разве это не было частичным отражением Божьего характера? Есть ли и в этом, нынешнем периоде люди, праведные в глазах Божьих? Есть ли люди, совершенные в глазах Божьих? Является ли данный период тем временем, в котором поведение всей плоти на земле является в глазах Божьих развращенным? В наши дни и в наш век разве не бросают все плотские люди — кроме тех, кого Бог хочет сделать целостными, то есть способных следовать за Богом и принимать Его спасение — вызов пределам Божьего терпения? Разве все, что происходит рядом с вами, что вы видите своими глазами, слышите своими ушами и лично переживаете каждый день в этом мире, не исполнено злодеяний? На Божий взгляд, разве не следует такому миру, такому периоду закончиться? Несмотря на то, что обстановка в нынешний период полностью отличается от ситуации времен Ноя, те чувства и гнев, которые Бог испытывает по отношению к развращенности человека, остаются точно такими же. Бог способен проявлять терпение ради Своей работы, но в свете обстоятельств и условий, в Божьих глазах этот мир давно уже следовало бы уничтожить. Обстоятельства выходят далеко за пределы того, что было, когда мир был уничтожен потопом. Но в чем же разница? Это также и то, что более всего печалит сердце Божье, и, возможно, то, чего никто из вас не может оценить.
Когда Бог разрушил мир потопом, Он мог призвать Ноя построить ковчег и выполнить определенную подготовительную работу. Бог мог призвать одного человека — Ноя — выполнить для Него эти несколько дел. Но в нынешний период у Бога нет никого, кого можно было бы призвать. Почему так? Каждый сидящий здесь, вероятно, очень хорошо понимает и знает причину. Вам нужно, чтобы Я это растолковал? Если это сказать вслух, то вы можете потерять лицо и очень расстроиться. Кое-кто может сказать: «Хотя мы не праведны и не являемся совершенными людьми в глазах Бога, если Бог даст нам наставление, мы все же сможем его выполнить. Раньше, когда Он сказал, что надвигается катастрофическое бедствие, мы стали запасаться едой и необходимыми предметами на время бедствия. Разве все это не было сделано в соответствии с Божьими требованиями? Разве мы не содействовали реально Божьей работе? Разве сделанное нами нельзя сравнить с тем, что делал Ной? Разве то, что мы делали, не является истинным послушанием? Разве мы не следовали Божьим указаниям? Разве мы выполняли Божьи указания не по той причине, что имеем веру в Божьи слова? Почему тогда Бог по-прежнему опечален? Почему Бог говорит, что Ему некого призвать?» Есть ли разница между вашими действиями и действиями Ноя? В чем различие? (То, что мы сегодня запаслись едой на случай стихийного бедствия, было нашим собственным намерением.) (Наши действия не могут сравняться с тем, чтобы быть «праведным», тогда как Ной — праведный человек в глазах Божьих.) То, что вы сказали, не слишком далеко от реальности. То, что сделал Ной, по своей сути отличается от того, что люди делают сейчас. Когда Ной поступил так, как наставлял его Бог, он не знал намерений Божьих. Он не знал, что Бог хотел свершить. Бог лишь дал ему повеление и наставил его что-то сделать, без особых объяснений, и Ной пошел и сделал. Он не пытался потихоньку выяснить Божьи намерения, он не противился Богу и не проявлял неуверенности. Он просто пошел и сделал это соответствующим образом с чистым и простым сердцем. Что бы Бог ни поручал ему, Ной делал, а повиновение и внимание к Божьему слову служили фундаментом его веры в то, что он делал. Именно так — прямо и просто — Ной занимался тем, что Бог доверил. Его сущностью, сутью его действий было послушание — не домысливание, не противление, и, уж тем более не мысли о своих личных интересах или о своих прибылях и убытках. Далее, когда Бог сказал, что уничтожит мир потопом, Ной не задавал вопросов о сроках и о том, что станет с чем-либо, и, разумеется, не спрашивал Бога, каким образом Он собирается уничтожить мир. Он просто сделал, как наставлял его Бог. Что и как Бог хотел, чтобы было сделано, Ной сделал в точности так, как просил Бог, а также начал действовать без промедления. Он действовал согласно с полученными от Бога наставлениями, исходя из желания угодить Богу. Делал ли он это, чтобы помочь себе избежать катастрофы? Нет. Спрашивал ли он Бога, сколько еще есть времени до того, как будет уничтожен мир? Не спрашивал. Спрашивал ли он Бога, или знал ли он, сколько времени уйдет на постройку ковчега? Он не знал и этого. Он просто повиновался, слушал и поступал в соответствии с этим. Нынешние люди не таковы: как только какая-то информация просачивается посредством Божьего слова, как только люди чувствуют хотя бы шелест листьев на ветру, они сразу же приступают к действию, — невзирая ни на что и любой ценой. Они запасаются едой, питьем и тем, чем будут пользоваться впоследствии, и даже разрабатывают маршруты эвакуации на случай катастрофы. Еще более интересно то, что в этот ключевой момент человеческие мозги весьма хорошо справляются с «выполнением задачи». В обстоятельствах, когда Бог не дал никаких наставлений, человек может планировать все очень правильно. Вы можете описать такие планы словом «идеально». Относительно же того, что Бог говорит, каковы намерения Бога или чего Бог хочет, то никому до этого нет дела и никто не пытается это оценить. Разве не в этом самое большое различие между сегодняшними людьми и Ноем?
Видите ли вы часть в этом повествовании об истории Ноя Божьего характера? Есть предел Божьему терпению по отношению к человеческой прельщенности, скверне и злодеяниям. Когда Бог достигнет этого предела, Он более не будет терпелив, но вместо этого приступит к новому управлению и новому плану, начнет делать то, что должен сделать, явит Свои дела и иную сторону Своего характера. Такое действие совершается Богом не для того, чтобы продемонстрировать, что человек никогда не должен обижать Его или что Он исполнен власти и гнева, и не для того, чтобы показать, что Он может уничтожить человечество. Это означает, что Его характер и Его святая сущность не могут больше позволять или терпеть, чтобы такого рода люди жили пред Ним, жили под Его владычеством. Иначе говоря, когда все человечество будет против Него, когда на всей земле не будет ни одного, достойного спасения, то у Него иссякнет терпение по отношению к такому человечеству, и Он без каких-либо сомнений выполнит Свой план — уничтожит такое человечество. Такой акт Божий определяется Его характером. Это необходимое последствие; и это последствие, которое должен понести каждый пребывающий под Божьим владычеством сотворенный. Не свидетельствует ли это о том, что в нынешний период Бог не может ждать, но завершит Свой план и спасет тех людей, которых Он хочет спасти? Что более всего заботит Бога в этих обстоятельствах? Не то, как обращаются с Ним или как противятся Ему люди, которые в любом случае не следуют за Ним или противостоят Ему, и не то, как клевещет на Него человечество. Его заботит лишь то, сделал ли Он целостными следующих за Ним, тех, кого Он спасает в Своем плане управления, стали ли они достойны того, чтобы быть угодными Ему. Что же до других людей помимо следующих за Ним, то Он лишь изредка предусматривает для них некоторое наказание, чтобы выразить Свой гнев, например, цунами, землетрясения и извержения вулканов. В то же время Он также решительно защищает и заботится о тех, кто следует за Ним и кого Он вскоре спасет. Таков Божий характер: с одной стороны, Он может проявлять крайнее терпение и толерантность по отношению к тем, кого намеревается сделать целостными, и может ожидать их столько, сколько это для Него возможно; с другой стороны, Бог страстно ненавидит и презирает сатанинский тип людей, которые не следуют за Ним и противятся Ему. Хотя Ему и безразлично, следуют ли за Ним эти люди сатанинского типа и поклоняются ли они Ему, Бог все равно испытывает к ним чувство отвращения, одновременно проявляя к ним в Своем сердце терпение, и, определяя конец этого сатанинского типа, Он также ожидает наступления этапов Своего плана управления.
(Слово, том II. О познании Бога. Божий труд, Божий характер и Сам Бог I)