Работа, которую Иегова совершил над израильтянами, утвердила место Божьего рождения на земле среди людей, которое также было святым местом Его присутствия. Он ограничил масштаб Своей работы народом Израиля. Первоначально Он не совершал работы за пределами Израиля, и чтобы ограничить масштаб Своей работы, Он избрал народ, который счел подходящим для этого. Израиль — это место, где Бог сотворил Адама и Еву, и из праха той земли Иегова сотворил человека; это место стало базой Его работы на земле. Израильтяне — потомки Ноя, а также потомки Адама — были человеческим основанием для работы Иеговы на земле.
В то время значимость, цель и этапы работы Иеговы в Израиле заключались в том, чтобы положить начало Его работе на всей земле. Из Израиля, ставшего центром работы, она постепенно распространилась на языческие народы. Это принцип, согласно которому Он работает во всей вселенной, — утвердить модель, а затем расширить ее, пока все люди во вселенной не получат Его Евангелие. Первые израильтяне были потомками Ноя. Эти люди были одарены лишь дыханием Иеговы и обладали достаточным пониманием, чтобы позаботиться об основных жизненных потребностях, но они не знали, каким Богом был Иегова, не знали Его воли относительно человека и уж тем более — как им следует почитать Господа всего творения. Что же до существования правил и законов, которым следует повиноваться[a], или долга, который сотворенным следует выполнять для Творца, — потомки Адама ничего об этих вещах не знали. Они знали одно — что муж должен в поте лица своего добывать пропитание для своей семьи, а жена должна повиноваться мужу и продолжать сотворенный Иеговой человеческий род. Другими словами, такой народ, который имел лишь дыхание Иеговы и Его жизнь, ничего не знал о том, как следовать Божьим законам или как угодить Господу всего творения. Они понимали слишком мало. Поэтому, несмотря на то что в их сердцах не было никакого лукавства и коварства, и среди них редко возникали зависть или раздоры, они тем не менее не знали и не понимали Иегову, Господа всего творения. Эти предки человека умели только питаться и наслаждаться тем, что давал Иегова, но не умели почитать Иегову. Они не знали, что именно Иегова был Тем, Кому они должны были поклоняться, преклонив колена. Как же можно было называть их Его творениями? Не напрасно ли были бы произнесены в таком случае слова «Иегова — Господь всего творения» и «Он сотворил человека для того, чтобы тот мог являть Его, прославлять Его и представлять Его»? Как могли не имевшие благоговения перед Иеговой люди стать свидетельством Его славы? Как могли они стать проявлением Его славы? Разве слова Иеговы: «Я сотворил человека по Своему образу», — не стали бы тогда оружием в руках сатаны, лукавого? Разве не стали бы тогда эти слова клеймом позора на сотворенном Иеговой человечестве? Чтобы завершить этот этап работы, Иегова после сотворения человечества не наставлял его и не вел от Адама до Ноя, и лишь после того, как потоп уничтожил мир, официально приступил к водительству израильтян, которые были потомками Ноя и Адама. Его работа и речения в Израиле обеспечили водительство всему народу Израиля, проживавшему по всей земле израильской, тем самым показывая людям, что Иегова способен не только вдохнуть дыхание в человека, чтобы тот имел жизнь от Него, восстав из праха сотворенным человеком, но что Он способен также испепелить человечество и проклясть род людской, и править им с помощью Своего жезла, и что Иегова может руководить жизнью человека на земле, говорить и работать среди людей согласно часам дневным и ночным. Проделанная Им работа была лишь для того, чтобы Его творения знали, что человек появился из праха, который Иегова поднял с земли, более того, что Он и создал человека. И это еще не все. Он исполнил Свою работу сначала в Израиле, чтобы другие народы и нации (которые на самом деле были не отдельными от Израиля, но, скорее, ответвились от израильтян, но при этом все же происходили от Адама и Евы) получили Благую весть Иеговы из Израиля, чтобы все сотворенные существа во вселенной благоговели перед Иеговой и возвеличивали Его. Если бы Иегова не начал Свою работу в Израиле, а вместо этого, сотворив человечество, позволил бы ему беззаботно жить на земле, то в этом случае в силу физической природы человека (природа подразумевает, что человек никогда не знает того, чего он не может видеть; иными словами, он не знал бы, что именно Иегова сотворил человечество, и уж тем более — зачем Он это сделал) он так и не знал бы, что именно Иегова сотворил человечество и что Он — Господь всего творения. Если бы Иегова сотворил человека и поместил его на земле, а потом просто отряхнул бы руки и ушел вместо того, чтобы остаться среди людей, чтобы какое-то время давать им водительство, тогда все человечество вернулось бы в небытие; даже небеса и земля, и мириады прочего, Им сотворенного, и все люди вернулись бы в небытие и, более того, были бы попираемы сатаной. Тогда желание Иеговы «утвердить стопы Свои на земле, то есть обрести святое место среди Своего творения» потерпело бы крах. И поэтому то, что после сотворения человечества Он мог оставаться среди людей, чтобы направлять их в жизни и говорить с ними из их среды, — все это было для того, чтобы реализовать Его желание и исполнить Его план. Та работа, которую Он выполнил в Израиле, предназначалась лишь для исполнения плана, который Он задумал еще до сотворения Им всего сущего. Поэтому Его работа сначала среди израильтян и сотворение Им всего сущего не противоречили одно другому, но и то, и другое было сделано ради Его управления, Его работы, Его славы и для того, чтобы сотворение Им человечества имело более глубокий смысл. Он направлял жизнь человечества на земле в течение двух тысяч лет после Ноя, и в течение этого периода Он учил людей понимать, как почитать Иегову, Господа всего творения, какой жизнью жить и как проживать жизнь, и прежде всего как быть свидетелем Иеговы, как воздавать Ему послушание, как благоговеть пред Ним и даже восхвалять Его на музыкальных инструментах, как это делали Давид и его священники.
До совершения Иеговой Его двухтысячелетнего труда человек не знал ничего, и почти все люди пали в разврат, до такой степени, что перед истреблением мира потопом их распущенность и развращенность уже достигли такой глубины, что в сердцах людей совсем не осталось места для Иеговы и для желания следовать Его путем. Они так и не поняли работу, которую собирался совершить Иегова; им не хватало разума, в еще меньшей степени они обладали знаниями, и, подобно дышащим машинам, они совершенно ничего не знали о человеке, Боге, мире, жизни и тому подобном. На земле они, подобно змию, вовлеклись во многие соблазны и говорили много такого, что было оскорбительным для Иеговы, но в силу их невежества Иегова не обличал и не дисциплинировал их. Лишь после потопа, когда Ною был 601 год, Иегова официально явился Ною и повел его, его семью, птиц и зверей, которые пережили потоп вместе с Ноем и его потомками, и вел их до окончания периода Закона, в общей сложности 2500 лет. Всего Он работал с Израилем, то есть официально работал, на протяжении 2000 лет, и 500 лет Он работал одновременно в Израиле и вне его — все вместе это составило 2500 лет. В этот период времени Он сообщил израильтянам о том, что для служения Иегове надлежит построить храм, облачиться в священнические одеяния, а также с раннего утра входить в храм босыми, чтобы не осквернить храм обувью и чтобы с крыла храма на них не сошел огонь и не сжег их заживо. Люди исполняли свои обязанности и подчинялись планам Иеговы. Они молились Иегове в храме, а получив откровение от Иеговы, то есть после того, как Иегова говорил, они, руководя народом, учили его благоговению перед Иеговой — своим Богом. Иегова сказал им, что они должны построить храм и жертвенник, и во время, назначенное Иеговой, то есть на Пасху, им надлежит готовить к возношению на жертвенник только родившихся тельцов и агнцев для служения Иегове, чтобы таким образом обуздать людей и вселить в их сердца почтение к Иегове. Послушание этому закону стало мерой их верности Иегове. Иегова также установил для них день субботний — седьмой день Своего творения. Следующий после субботы день Он сделал первым днем, в который людям надлежало славить Иегову, приносить Ему жертвы и восхвалять Его под звуки тимпана и гуслей. В этот день Иегова созывал всех священников, чтобы разделить приношения на жертвеннике, чтобы их вкусил народ и насладился жертвами на жертвеннике Иеговы. И Иегова сказал, что эти люди благословенны и сопричастны Ему, что они — Его избранный народ (таков был завет Иеговы с израильтянами). Вот почему народ Израиля по сей день говорит, что Иегова — только их Бог, а не Бог язычников.
В период Закона Иегова дал Моисею множество заповедей, чтобы тот передал их последовавшим за ним из Египта израильтянам. Эти заповеди были даны Иеговой израильтянам и не имели никакого отношения к египтянам; они предназначались для обуздания израильтян, и с помощью заповедей Иегова выдвинул израильтянам Свои требования. Соблюдение субботы, почтение к своим родителям, поклонение идолам и так далее — это были принципы, по которым можно было судить, кто грешен и кто праведен. Кого-то поражал огонь Иеговы, кого-то забивали камнями до смерти, а кто-то получал благословение Иеговы — это определялось на основании того, повиновался ли человек данным заповедям. Не соблюдавшие субботу побивались камнями до смерти. Те священники, которые не соблюдали субботу, поражались огнем Иеговы. Тех, кто не почитал своих родителей, также забивали камнями до смерти. Все это одобрялось Иеговой. Иегова установил Свои заповеди и законы, чтобы люди, в то время как Он руководил их жизнью, слушали Его слово и повиновались ему, и не восставали против Иеговы. Он использовал эти законы, чтобы удерживать только зародившийся род человеческий в узде и чтобы они способствовали заложению основания для Его дальнейшей работы. Поэтому первый период и называется периодом Закона — в соответствии с той работой, которую совершил Иегова. Хотя Иегова изрек множество речений и проделал большую работу, Он лишь осуществлял позитивное водительство народа, обучая этих невежественных людей тому, как быть человеком, как жить, как понимать путь Иеговы. Работа, которую Он делал, большей частью заключалась в том, чтобы побудить людей соблюдать Его путь и следовать Его законам. Эта работа производилась над людьми, которые не были глубоко развращены, и не подразумевала преобразования их характера или жизненного роста, а лишь обуздание и удержание в рамках людей через соблюдение закона. Для израильтян того времени Иегова был просто Богом в храме, Богом небесным. Он был столпом облачным, столпом огненным. Все, чего требовал от них Иегова, — это послушания тому, что на сегодняшний день известно как Его законы и заповеди — можно даже сказать, правила, — поскольку то, что делал Иегова, было не для того, чтобы преобразовывать человека, но для того, чтобы давать ему все больше того, чем ему надлежит обладать, и наставлять его Своими устами, ибо человек после сотворения вовсе не имел того, чем ему надлежало обладать. И потому Иегова дал человеку все, что он должен иметь для жизни на земле, так что род человеческий под Его водительством превзошел своих предков, Адама и Еву, ибо Иегова дал этому роду больше, чем было изначально дано Адаму и Еве. В любом случае работа, которую Иегова совершил в Израиле, заключалась лишь в водительстве рода человеческого и в том, чтобы человек признал своего Творца. Он не завоевывал их и не преобразовывал, но просто вел их. Таков итог работы Иеговы в период Закона. Таков контекст, истинная история и суть этой работы, и начало Его шеститысячелетнего труда — с целью обеспечить господство Иеговы над всем человечеством. Из этого проистекает дальнейшая работа в Его шеститысячелетнем плане управления.
Примечание:
a. В тексте оригинала нет слов «которым следует повиноваться».