Сатана вновь искушает Иова (лютая проказа покрывает все тело Иова) (Часть 1)
1. Слова, сказанные Богом
Иов. 2:3: «И сказал Иегова сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно».
Иов. 2:6: «И сказал Иегова сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги».
2. Слова, сказанные сатаной
Иов. 2:4-5: «И отвечал сатана Иегове и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?»
3. Как Иов разбирается с данным испытанием
Иов. 2:9-10: «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими».
Иов. 3:3-4: «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет!»
Любовь Иова к пути Божьему превосходит все остальное
Вот как Писание документально передает разговор, состоявшийся между Богом и сатаной: «И сказал Иегова сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (Иов. 2:3). В этом диалоге Бог еще раз задает сатане тот же вопрос. Этот вопрос показывает нам положительную оценку Богом Иеговой того, что продемонстрировал и воплотил Иов во время первого своего испытания, оценку, которая не отличается от той, которую Бог дал Иову до того, как тот подвергся искушению со стороны сатаны. То есть до того, как на него обрушились искушения, Иов был непорочным в глазах Бога, и поэтому Бог защищал его и его семью и благословлял его; Иов был достойным благословений в глазах Бога. После искушения Иов не согрешил устами своими из-за того, что потерял свое имущество и детей, но продолжал восхвалять имя Иеговы. Такое поведение Иова заставило Бога аплодировать ему и наивысшим образом оценить Иова. Ибо в глазах Иова потеря его потомства и имущества не были достаточным основанием для того, чтобы отречься от Бога. Другими словами, место Бога в сердце Иова не могло быть занято его детьми или каким-то имуществом. Во время своего первого искушения Иов продемонстрировал Богу, что его любовь к Богу, его любовь к пути, исполненному богобоязненности и удалению от зла, превосходили все остальное. Просто это испытание принесло Иову переживание получения вознаграждения от Бога Иеговы и утраты его имущества и детей, которые Бог забрал у него.
Для Иова это было настоящее переживание, которое начисто омыло его душу, это было крещение жизни, наполнившее его существование и, более того, это было роскошное пиршество, которое испытало его послушание Богу и его богобоязненность. Это искушение в корне изменило положение Иова, превратив его из богача в человека, не имеющего ничего, а также дало ему возможность на собственном опыте пережить издевательства сатаны над человеком. Обнищание Иова не заставило его ненавидеть сатану, скорее, в буйных поступках сатаны он увидел омерзительность и низость сатаны, а также его враждебность и предательство Бога, и это еще больше побудило Иова неизменно твердо придерживаться пути богобоязненности и удаления от зла. Он поклялся, что никогда не отречется от Бога и не отвернется от пути Божьего из-за внешних факторов, таких как имущество, дети или родственники, что никогда не станет рабом сатаны, имущества или другого человека. Помимо Бога Иеговы никто не мог быть его Господом, его Богом. Таковы были чаяния Иова. С другой стороны, Иов также кое-что приобрел от эго искушения: среди испытаний, отпущенных ему Богом, он получил великие сокровища.
В течение нескольких предыдущих десятилетий своей жизни Иов созерцал деяния Иеговы и получал благословения Бога Иеговы. Благословения были такими, что Иов чувствовал себя ужасно неловко, чувствовал себя в долгу, так как считал, что ничего для Бога не сделал, и при этом получил в наследство такие великие благословения и наслаждался такой огромной благодатью. По этой причине в сердце своем он часто молился, надеясь, что сможет отплатить Богу, надеясь, что у него будет возможность свидетельствовать о деяниях и величии Бога, надеясь, что Бог подвергнет испытанию его послушание, и что вдобавок его вера будет очищена, пока его послушание и его вера не заслужат одобрение Бога. И когда испытания выпали на его долю, Иов верил, что Бог услышал его молитвы. Иов ценил такую возможность больше всего и поэтому не посмел относиться к ней легкомысленно, ибо таким образом могла исполниться мечта всей его жизни. Появление такой возможности означало, что его послушание Богу и его богобоязненность могли быть подвергнуты испытанию и пройти очищение. Более того, это значило, что у Иова был шанс заслужить одобрение Бога и таким образом приблизиться к Богу. Во время испытания такая вера и такое стремление позволили ему стать более совершенным и лучше понять волю Бога. Иов стал еще более благодарным за Божьи благословения и благодать, в сердце своем он еще больше восхвалял Божьи деяния, стал еще более богобоязненным и исполненным благоговения перед Богом, и еще больше возжаждал красоты, величия и святости Бога. При этом, хотя Иов и оставался в глазах Бога тем, кто исполнен богобоязненности и удаляется от зла, но что касается опыта, веры и знаний Иова, они росли семимильными шагами: его вера усилилась, его послушание обрело устойчивость, а его богобоязненность стала еще глубже. И хотя это испытание изменило дух Иова и его жизнь, такие изменения не удовлетворили Иова, как не замедлили они его продвижения вперед. Высчитывая, что он приобрел в результате этого испытания, а также рассматривая свои собственные недостатки, Иов спокойно молился, ожидая, когда на него обрушится следующее испытание, так как стремился к тому, чтобы его вера, послушание и богобоязненность возвысились во время следующего Божьего испытания.
Бог наблюдает самые сокровенные мысли человека и все то, что человек говорит и делает. Мысли Иова достигли слуха Бога Иеговы, Бог услышал его молитвы, и, таким образом, как и ожидалось, для Иова наступило следующее испытание.
На фоне чрезвычайных страданий Иов по-настоящему осознает заботу Бога о человечестве
Услышав вопросы Бога Иеговы, сатана был втайне счастлив. И все потому, что сатана знал, что ему еще раз будет позволено напасть на человека, который был непорочным в глазах Бога, что было для сатаны редкой возможностью. Сатана хотел использовать данную возможность, чтобы полностью разрушить убеждения Иова, чтобы заставить его утратить веру в Бога и, следовательно, больше не быть богобоязненным и не прославлять имя Иеговы. Это дало бы сатане шанс, независимо от времени или места, использовать Иова как подконтрольную ему игрушку. Сатана тщательно скрывал свои коварные замыслы, но не смог обуздать свою злую натуру. Правда просматривается в его ответе на слова Бога Иеговы, как об этом сказано в Писании: «И отвечал сатана Иегове и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя?» (Иов. 2:4-5). Данный разговор между Богом и сатаной дает существенное представление о злобности сатаны и ощущение его злобы, пропустить это невозможно. Услышав ложные аргументы сатаны, все, кто любит истину и ненавидит грех, несомненно, еще больше возненавидят низость и бесстыдство сатаны, придут в ужас и почувствуют отвращение к его ложным выводам; и в то же время вознесут проникновенные молитвы и искренние пожелания Иову, молясь о том, чтобы этот благочестивый человек смог достичь совершенства, и желая, чтобы этот богобоязненный человек, который удаляется от зла, навсегда преодолел искушения сатаны и жил в свете, жил в окружении Божьего водительства и Божьих благословений; и точно также эти люди пожелают, чтобы праведные дела Иова могли всегда побуждать и воодушевлять всех тех, кто стремится к пути богобоязненности и удалению от зла. Несмотря на то, что в обращении сатаны был виден его злой умысел, Бог легко дал Свое разрешение на «просьбу» сатаны, выдвинув однако, одно условие: «...он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов. 2:6). Поскольку в этот раз сатана попросил возможности протянуть руку и навредить плоти и костям Иова, Бог сказал: «...только душу его сбереги». Смысл этих слов в том, что Он отдал плоть Иова в руки сатаны, но сохранил его жизнь. Сатана не мог отнять жизнь Иова, но, за исключением этого, он мог использовать любое средство или метод против Иова.
Получив у Бога разрешение, сатана поспешил к Иову, простер свою руку и поразил его кожу, покрыв все его тело страшными волдырями, в результате чего Иов почувствовал болезненный кожный зуд. Но Иов воздал хвалу дивности и святости Бога Иеговы, что еще больше раззадорило ужасную дерзость сатаны. Так как сатана злорадствовал, причиняя вред человеку, он протянул руку и поскреб язвы Иова, вызвав в них нагноение. Иов тут же ощутил физическую боль и невиданные муки плоти, и он не смог удержаться от того, чтобы не растирать себя руками с головы до ног, как будто это могло облегчить удар по его духу, нанесенный этой физической болью. Иов осознал, что Бог был рядом с ним, наблюдая за ним, и изо всех сил старался собраться с духом. Он снова встал на колени и сказал: «Ты видишь глубины сердца человеческого, Ты наблюдаешь его страдания; почему слабость человека беспокоит Тебя? Да будет благословенно имя Бога Иеговы!» Сатана видел невыносимую боль Иова, но не увидел, чтобы тот отрекся от имени Бога Иеговы. Он торопливо простер руку и поразил кости Иова, отчаянно пытаясь разорвать его от одной конечности до другой. В одно мгновение Иов испытал небывалую муку; казалось, будто плоть его была оторвана от костей, а кости дробятся кусок за куском. Эта мучительная пытка заставила Иова подумать, что лучше бы он умер... Его способность терпеть боль достигла своего предела... Он хотел вскрикнуть, хотел содрать кожу со своего тела, чтобы уменьшить боль, однако сдержал свой крик и не стал этого делать, так как не хотел, чтобы сатана видел его слабость. И снова Иов преклонил колени, но в этот раз он не почувствовал присутствия Бога Иеговы. Иов знал, что Бог Иегова часто стоял перед ним и позади его, и по обе стороны от него. Однако во время его мучений Бог ни разу не взглянул, Он прикрыл Свой лик и был сокрыт, ибо смысл создания Им человека заключался вовсе не в том, чтобы принести человеку страдание. При этом Иов плакал и изо всех сил старался выдержать эту физическую муку, однако не мог удержаться, чтобы не возблагодарить Бога со словами: «Человек падает при первом ударе, он слаб и бессилен, он молод и невежественен. Почему же Ты хочешь проявлять по отношению к человеку такую заботу и нежность? Ты поражаешь меня, хотя это и доставляет Тебе боль. Что в человеке достойно Твоей заботы и волнений?» Молитвы Иова достигли слуха Бога, но Бог молчал, лишь безмолвно наблюдая... Напрасно испробовав все возможные и невозможные средства, сатана тихо удалился, однако на этом Божьи испытания для Иова не закончились. Так как сила Божья, проявившаяся в Иове, еще не стала известной всем, история Иова не закончилась с уходом сатаны. Со вступлением в действие других персонажей, впереди грядут еще более впечатляющие сцены.
Еще одним проявлением богобоязненности Иова и его стремления удаляться от зла является его постоянное прославление имени Божьего во всем
Иов страдал от разрушительных действий сатаны, но не отрекся от имени Бога Иеговы. Жена Иова первой согрешила и, играя роль сатаны в облике, видимом человеческим глазам, напала на Иова. В подлинном тексте мы видим следующее описание данной сцены: «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов. 2:9). Это были слова сатаны в обличье человека. Это был удар и обвинение, а также обольщение, искушение и клевета. Не сумев поразить плоть Иова, сатана начинает атаковать его непорочность, чтобы таким образом заставить его отказаться от своей непорочности, отречься от Бога и закончить жизнь. Сатана использует эти слова для искушения Иова: если Иов отречется от имени Иеговы, ему не нужно будет переносить эти муки, он сможет освободиться от страданий плоти. Услышав совет жены, Иов упрекнул ее: «...ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10). Иов давно знал эти слова, но сейчас истинность того, что Иов знал их, была доказана.
Когда жена посоветовала ему похулить Бога и умереть, она имела в виду следующее: «Видишь, как твой Бог обращается с тобой, почему же тебе не похулить Его? Зачем тебе жить? Твой Бог несправедлив к тебе, а ты все еще говоришь: „Да будет имя Иеговы благословенно!“ Как мог Он навлечь на тебя несчастья, когда ты благословляешь Его имя? Не медли, отрекись от имени Божьего и не следуй за Ним больше. И тогда твоим невзгодам придет конец». В этот момент Иов произносит свидетельство, которое Бог желал увидеть в нем. Никто из обычных людей не был способен на такое свидетельство, и мы больше не встречаем подобного свидетельства в других библейских историях, но Бог увидел его задолго до того, как Иов произнес эти слова. Бог просто хотел использовать данную возможность, чтобы позволить Иову доказать всем, что Бог прав. Услышав совет своей жены, Иов не только не предал свою непорочность и не отрекся от Бога, но и сказал своей жене: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Имеют ли эти слова большое значение? Есть лишь один факт, способный доказать их значимость. Важность этих слов заключается в том, что они одобрены Богом в Его сердце, эти слова — то, чего желал Бог, то, что Бог хотел услышать, это тот результат, который Бог страстно желал увидеть. Эти слова также являются сутью свидетельства Иова. Эти слова служат доказательством непорочности, справедливости, богобоязненности Иова и удаления от греха. Ценность Иова заключается в том, что, подвергнутый испытаниям, даже когда его тело покрыла проказа, когда он претерпевал невыносимые мучения и когда его жена и родственники давали ему советы, он все равно произнес эти слова. Иначе говоря, в сердце своем Иов верил, что, какие бы искушения, какие бы ужасные беды и мучения, и даже смерть, ни выпали на его долю, он не откажется от Бога, не перестанет быть богобоязненным и удаляться от зла. Как видишь, Бог занимал самое важное место в его сердце, и только Бог был в его сердце. Вот почему в Писании мы читаем о нем следующее: «Во всем этом не согрешил Иов устами своими». Он не только не согрешил устами своими, но и не роптал на Бога в сердце своем. Он не произнес обидных слов в отношении Бога и не согрешил против Бога. Не только устами, но и сердцем своим он благословлял имя Бога, уста его и сердце были заодно. Вот настоящий Иов, которого увидел Бог, и вот причина, по которой Бог так ценил Иова.
(Слово, том II. О познании Бога. Божий труд, Божий характер и Сам Бог II)