Бог полностью уничтожает Содом, не раз проявлявший к Нему враждебность и противление
Теперь, когда у нас есть общее представление о праведном характере Бога, мы можем снова вернуться к истории города Содома — места, которое в глазах Бога было городом греха. Поняв сущность этого города, мы можем уяснить, почему Бог хотел уничтожить его и почему Он разрушил его до основания. Исходя из этого, мы можем прийти к познанию праведного характера Бога.
С человеческой точки зрения, Содом был городом, способным полностью удовлетворить человеческие желания и порочную природу людей. Манящий и чарующий, с круглосуточной музыкой и танцами, своим процветанием он пленял людей и сводил их с ума. Его порочность разъедала сердца людей и дурманом своим разлагала их. Это был город, в котором буйствовали нечистые и злые духи, он преизобиловал грехом и убийствами, и воздух был наполнен густым зловонием крови и тлена. Это был город, от которого у людей стыла в жилах кровь, город, от которого хотелось в ужасе отпрянуть. Никто в этом городе, — ни мужчины, ни женщины, ни молодые, ни старые, — никто не искал истинного пути, никто не тосковал по свету и не жаждал отойти от греха. Люди жили под управлением сатаны, под воздействием его развращения и обмана. Они утратили свою человечность, лишились своих чувств и изначальной цели человеческого существования. Они совершали бесчисленные злодеяния, противодействующие Богу; они отказывались от Его водительства и противились Его воле. Именно их злодеяния шаг за шагом привели этих людей, город и все живущее в нем на путь погибели.
Хотя эти два отрывка Писания и не отмечают всех деталей относительно степени развращенности жителей Содома, а вместо этого описывают поведение этих людей по отношению к двум посланникам Божьим вслед за прибытием последних в город, есть простой факт, раскрывающий уровень развращенности жителей Содома, их порочности и противления Богу. Тем самым разоблачается также истинное лицо и сущность жителей этого города. Эти люди не только отказались принять Божьи предостережения, но также и не побоялись Его наказания. Наоборот, они презрели Божий гнев. Они слепо противодействовали Богу. Что бы Он ни делал и как бы Он это ни делал, их порочная природа только усугублялась, и они вновь и вновь противились Ему. Жители Содома проявляли враждебность к существованию Бога, к Его приходу, к Его наказанию и в еще большей степени — к Его предупреждениям. Они были чрезвычайно высокомерными. Они уничтожали всех, кого могли, и вредили всем, кому можно было навредить, — и к Божьим слугам они отнеслись точно так же. Что касается всех злодеяний, совершенных жителями Содома, нападение на Божьих слуг было только верхушкой айсберга, и открывшаяся таким образом их порочная природа была не более чем каплей в безбрежном море. Поэтому Бог предпочел уничтожить их огнем. Бог не стал уничтожать город ни потопом, ни ураганом, ни землетрясением, ни цунами и никаким иным способом. Что предполагает тот факт, что для уничтожения города Бог выбрал огонь? Он предполагает полное уничтожение города; он означает, что город полностью исчез с лица земли и прекратил свое существование. Слово «уничтожение» здесь подразумевает не только исчезновение с лица земли очертаний, структуры и внешнего облика города; оно также означает, что души находившихся в городе людей прекратили свое существование и были окончательно истреблены. Проще говоря, все люди, события и вещи, имеющие отношения к этому городу, были уничтожены. Жителей этого города не ждали ни загробная жизнь, ни перерождение; Бог навеки искоренил их из рода человеческого, из Своего творения. Употребление огня означало конец греху в этом месте, и этот грех был здесь укрощен; этот грех должен был прекратить свое существование и перестать распространяться. Это означало, что сатанинское зло потеряло питавшую его почву, как и кладбище, даровавшее ему место для пребывания и жизни. В войне между Богом и сатаной употребление Богом огня является знаком Его победы, которым Он метит сатану. Уничтожение Содома — это великая оплошность сатаны в его честолюбивом стремлении противостоять Богу, развращая и пожирая людей, равно как и унизительный символ периода в истории развития человечества, когда человек отверг Божье водительство и предался пороку. Более того, это свидетельство истинного явления праведного характера Бога.
Когда огонь, посланный Богом с неба, оставил от Содома один лишь пепел, это означало, что город под названием «Содом» с тех пор прекращал свое существование, как и все внутри города. Он был уничтожен гневом Божьим; он утонул в ярости Бога и Его величии. Благодаря праведному характеру Бога Содом получил свое справедливое наказание и встретил свой заслуженный конец. Содом прекратил свое существование из-за своей порочности, а также из-за желания Бога никогда более не видеть ни этот город, ни кого бы то ни было из его жителей, ни что бы то ни было произраставшее там. Божье «желание никогда более не видеть этот город» — это проявление Его гнева, равно как и Его величия. Бог сжег город потому, что его порок и грех вызывали у Бога гнев, отвращение и ненависть, а также желание никогда более не видеть ни этот город, ни людей, живущих в нем, ни живых существ в его пределах. Когда город перестал пылать и от него остался лишь пепел, он воистину перестал существовать в глазах Бога, — даже Божьи воспоминания о нем исчезли, стерлись. Это означает, что сошедший с неба огонь уничтожил не только весь город Содом, не только его жителей, столь исполненных греха, не только все бывшее в пределах города, запятнанное грехом; но, помимо этого, огонь уничтожил также память о человеческом зле и противлении Богу. Именно с этой целью Бог сжег этот город дотла.
Эти люди развратились до предела. Они не знали, кто такой Бог и откуда они сами произошли. Если бы ты упомянул при них Бога, они стали бы вести себя агрессивно, клеветать и богохульствовать. Даже когда Божьи слуги пришли в город возвестить предостережение Божье, эти развращенные люди не только не явили никаких признаков раскаяния и не отказались от своего порочного поведения, но, напротив, бесстыдно пытались навредить Божьим служителям. Они выразили и обнажили свою природу-сущность, крайне враждебную по отношению к Богу. Мы можем видеть, что сопротивление этих развращенных людей Богу было чем-то большим, нежели проявление их развращенного характера, равно как и чем-то большим, нежели пример клеветы и глумления, вытекающих из недопонимания истины. Не глупость и не невежество вызвали их порочное поведение; они действовали подобным образом не потому, что были обмануты, и уж точно не потому, что были введены в заблуждение. Их поведение достигло уровня вопиюще наглой враждебности, противодействия и протестов против Бога. Несомненно, подобное поведение людей должно было прогневить Бога и прогневить Его характер — характер, который нельзя оскорблять. Поэтому Бог прямо и открыто излил Свой гнев и явил Свое величие; это было истинным отражением Его праведного характера. Имея дело с городом, преисполненным греха, Бог пожелал уничтожить его самым быстрым способом из всех возможных, чтобы истребить жителей этого города со всеми их грехами целиком и полностью, чтобы положить конец существованию жителей этого города и остановить приумножение греха в этом месте. Самым быстрым и самым окончательным способом добиться этого было сжечь город огнем. Отношение Бога к жителям Содома заключалась не в отказе от них и не в пренебрежении ими. Напротив, Он имел целью Своим гневом, величием и властью наказать, сразить и полностью уничтожить этих людей. Его позиция по отношению к ним заключалась не только в том, чтобы физически уничтожить их, но также в том, чтобы уничтожить их души, искоренить их навеки. Вот что Бог истинно подразумевает под словами «прекратить существование».
(Слово, том II. О познании Бога. Сам Бог, уникальный Бог II)