После всей суеты, после многих разочарований и огорчений, радостей и горестей, взлетов и падений, после стольких незабываемых лет, наблюдая, как вновь и вновь меняются времена года, человек незаметно проходит важные вехи своей жизни и в один миг оказывается на закате своих лет. Время оставило свои следы по всему его телу. Человек уже не может стоять прямо, темные волосы поседели, некогда яркие, блестящие глаза потускнели и подернулись пеленой, а гладкая, упругая кожа покрылась морщинами и старческими пятнами. Слух ослабевает, зубы шатаются и выпадают, реакция становится замедленной, а движения — медлительными... На данном этапе человек окончательно прощается с пылкой молодостью и входит в сумерки своей жизни — старость. Затем ему предстоит встретиться со смертью, последним ключевым моментом человеческой жизни.
Если рождение человека предначертано его предшествовавшей жизнью, то смерть человека является концом этого предначертания. Если рождение является началом миссии человека в этой жизни, то смерть означает конец этой миссии. Поскольку для рождения человека Создатель обустроил определенный набор обстоятельств, то само собой разумеется, что Он также обустроил определенный набор обстоятельств и для его смерти. Иначе говоря, никто не рождается случайно и ничья смерть не бывает внезапной, и как рождение, так и смерть человека неизбежно связаны с его предшествовавшей и настоящей жизнью. Обстоятельства как рождения, так и смерти человека предопределены Создателем; это удел человека, его судьба. Поскольку рождение человека имеет много объяснений, верно и то, что его смерть естественным образом происходит при своем особом наборе различных обстоятельств. Поэтому у людей разная продолжительность жизни, разный вид и время смерти. Некоторые люди сильны и здоровы, а умирают молодыми; иные же слабы и болезненны, но доживают до преклонного возраста и спокойно уходят из этого мира. Некоторые умирают от неестественных причин, иные же — естественной смертью. Некоторые заканчивают свою жизнь вдалеке от дома, иные же в последний раз закрывают глаза в окружении своих близких. Некоторые умирают в воздухе, иные же — под землей. Одни тонут, другие гибнут при бедствиях. Одни умирают утром, другие — ночью... Каждый хочет родиться в известной семье, прожить блестящую жизнь и умереть славной смертью, но не в состоянии выйти за пределы собственной участи, никто не сможет убежать от суверенитета Творца. Такова судьба человека. Человек может строить различные планы на будущее, но никто не может спланировать время и обстоятельства своего рождения и своего ухода из этого мира. Хотя люди делают все возможное, чтобы избежать смерти, и противятся ее приходу, тем не менее она без их ведома молчаливо подкрадывается все ближе. Никто не знает, когда он умрет и как, а тем более — где это случится. Очевидно, что правом жизни и смерти распоряжается не человечество и не какое-то существо в естественном мире, но Творец, чья власть уникальна. Жизнь и смерть человечества являются продуктом не какого-то закона мира природы, но следствием суверенитета власти Создателя.
Достигнув преклонного возраста, человек сталкивается не с тем, как ему обеспечить свою семью или осуществить великие жизненные амбиции, а с тем, как проститься с жизнью, как встретить ее конец, как поставить точку в конце предложения своей жизни. Хотя на первый взгляд кажется, что люди уделяют мало внимания смерти, но никому не удается избежать изучения данного вопроса, так как никто не знает, есть ли иной мир по ту сторону смерти, — мир, который люди неспособны чувствовать или ощущать, о котором им ничего не известно. Из-за этого люди страшатся встретиться со смертью лицом к лицу, страшатся надлежащим образом предстать пред ней, а всевозможными путями избегают этой темы. Поэтому каждый человек до ужаса боится смерти, окутывает покровом тайны этот неизбежный, постоянно омрачающий сердце каждого человека факт жизни.
Чувствуя, как слабеет его тело, ощущая, что он приближается к смерти, человек испытывает неопределенный ужас, невыразимый страх. Страх смерти заставляет человека ощущать себя все более одиноким и беспомощным, и в этот момент он спрашивает себя: откуда пришел человек? Куда человек идет? Умирает ли человек так, что перед ним проносится вся его жизнь? Этот ли период знаменует окончание жизни человека? В чем, в конце концов, заключается смысл жизни? В чем, в конце концов, ее ценность? В славе ли и богатстве? В том, чтобы создать семью?.. Независимо от того, задумывался ли человек над этими конкретными вопросами, независимо от того, насколько силен в нем страх смерти, в глубине сердца у каждого есть желание приоткрыть завесу тайны, есть чувство непонимания жизни и вместе с этим сентиментальность по отношению к миру, нежелание уходить. Возможно, никто не сможет точно объяснить, чего страшится человек, чего он ищет, что делает его сентиментальным, и что он так не желает покидать...
Из-за страха смерти люди слишком сильно переживают; из-за страха смерти они от столь многого не могут отказаться. Есть те, кто с приближением смерти начинает беспокоиться о разном: они тревожатся о детях, родных и близких, о своем финансовом благополучии, — как будто этой тревогой они могут устранить страдание и ужас, которые несет с собою смерть, как будто, поддерживая какую-то тесную связь с живыми, они смогут избежать сопровождающих смерть беспомощности и одиночества. В глубинах человеческого сердца человека лежит неясный страх, страх расставания с дорогими и близкими людьми, страх никогда больше не увидеть голубого неба, никогда не узреть этот материальный мир. Одинокая душа, которая привыкла к обществу близких, не желает разжать хватку и отправиться в полном одиночестве в неизвестный, незнакомый ей мир.
Благодаря суверенитету и предопределению Творца одинокая душа, которая в начале своего пути не имеет ничего, обретает родителей, семью, шанс стать членом рода человеческого, шанс прожить жизнь и увидеть мир. Кроме того, душа эта получает шанс испытать на себе суверенитет Создателя, познать дивность Его творения и, более того, познать власть Творца и подчиниться ей. Но большинство людей, в сущности, упускает эту редкую мимолетную возможность. Человек тратит энергию всей своей жизни на борьбу с судьбой, суетится, пытается прокормить свою семью и мечется туда-сюда между богатством и статусом. Всего важней для человека семья, деньги и слава; их он считает самым ценным в мире. Все люди сетуют на свою судьбу и при том загоняют на задворки своего сознания те вопросы, которые обязательно нужно изучить и уяснить: почему живет человек, как ему следует жить, в чем заключаются ценность и смысл жизни. Всю свою жизнь, сколько бы она ни длилась, люди всего лишь мечутся в поисках славы и богатства, пока молодость не минет, и они не станут седыми и морщинистыми. Так они и живут, пока не увидят, что слава и деньги не могут остановить приход старости, что деньги не заполнят пустоту в сердце, что никто не освобожден от законов рождения, старения, болезни и смерти, и никому не избежать уготованного судьбой. Только вынужденно столкнувшись с финальным ключевым моментом жизни, человек действительно понимает, что, даже обладая огромным капиталом и обширным имуществом, даже имея привилегии и высокий пост, человек все равно не может избежать смерти и должен вернуться к своему изначальному положению: стать одинокой душой, у которой ничего нет. Имея родителей, люди считают, что родители — это всё; имея собственность — считают, что деньги являются главной опорой, тем, благодаря чему живет человек; обладая статусом, люди крепко за него цепляются и ради него готовы рисковать жизнью. Только на пороге ухода из этого мира люди осознают, что то, к чему они стремились всю свою жизнь, — это лишь мимолетные облака, за которые им не удастся ухватиться, которые им не удастся забрать с собой, которые не избавят их от смерти и не составят компанию или утешение одинокой душе на ее обратном пути; и что самое главное — ничто из этого не сможет спасти человека и позволить ему преодолеть границы смерти. Слава и богатство, которые человек приобретает в материальном мире, приносят временное удовлетворение, преходящее удовольствие, ложное чувство облегчения; при этом они сбивают человека с пути. Поэтому людей, барахтающихся в необъятном море человечества в стремлении обрести мир, утешение и сердечный покой, окатывает волна за волной. Когда людям еще только предстоит разобраться в тех вопросах, понять которые важней всего — откуда они пришли, зачем живут, куда направляются и так далее, — они, соблазненные славой и деньгами, сбиваются на ложный путь и, пребывая в их власти, окончательно теряются. Время летит, годы проходят в мгновение ока, и, даже не заметив того, человек прощается с лучшими годами своей жизни. Перед тем, как покинуть этот мир, человек постепенно начинает сознавать, что все в мире преходяще, что он более не в состоянии удержать то, что ему принадлежало; и тогда человек по-настоящему чувствует, что он как плачущий младенец, только что появившийся на свет, у которого ничего нет. И в этот момент он вынужден задуматься над тем, что он сделал в своей жизни, чего стоит жизнь, что она значит, зачем он пришел в этот мир. Именно на данном этапе он все больше желает узнать, есть ли жизнь после смерти, действительно ли существуют Небеса, действительно ли есть расплата... Чем ближе человек к смерти, тем больше он желает понять, что же такое жизнь; чем ближе человек к смерти, тем более опустошенным кажется его сердце; чем ближе он к смерти, тем беспомощней он себя ощущает; поэтому страх смерти растет изо дня в день. Есть две причины, по которым при приближении смерти в людях проявляются такие чувства. Первая — то, что им предстоит потерять славу и деньги, от которых зависела вся их жизнь, и оставить позади все то в мире, что видит око; и вторая — то, что им предстоит в полном одиночестве столкнуться с неизвестным миром, таинственной, незримой сферой, куда они боятся ступить, где нет их родных и близких и не на что опереться. По этим двум причинам каждый перед лицом смерти беспокоится, испытывает смятение и беспомощность, как никогда прежде. Только реально подойдя к данному моменту, человек осознаёт, что первое, что ему следует понять, придя на землю, — это откуда приходят люди, почему они живут, кто диктует человеческую судьбу и кто обеспечивает существование человека и обладает суверенитетом над его существованием. Это знание и есть то, благодаря чему на самом деле человек живет, необходимая основа выживания человека — оно, а не постижение того, как обеспечить семью или достичь славы и богатства, как выделиться из толпы или как прожить более богатую жизнь, и тем более — как преуспеть и успешно конкурировать с другими. Несмотря на то, что различные навыки выживания, которые люди осваивают в течение жизни, могут предоставить человеку массу материальных удобств, они никогда не принесут сердцу человека настоящего покоя и утешения; вместо этого они постоянно сбивают людей с правильного направления, вызывают проблемы с самоконтролем и заставляют упускать каждую возможность познать смысл жизни; эти навыки выживания создают подводное течение беспокойства по поводу того, как надлежащим образом встретить смерть. Таким-то образом и разрушается жизнь человека. Создатель справедливо относится к каждому, даруя целую жизнь, полную возможностей познать и ощутить Его суверенитет, но, несмотря на это, только с приближением смерти, когда над человеком нависает ее призрак, он начинает прозревать, — но тогда уже слишком поздно!
Люди проводят свою жизнь в поисках славы и денег; они цепляются за эти соломинки, полагая, что это и есть их единственная опора, как будто, располагая этим, они будут жить и жить, избавятся от смерти. Но только накануне смерти люди понимают, насколько далеки от них все эти вещи, как слабы они перед лицом смерти, как уязвимы и хрупки, как одиноки и беспомощны, и им некуда деваться. Они понимают, что жизнь не купить за славу и деньги, что, каким бы богатым ни был человек, каким бы высоким ни было его положение, перед лицом смерти все одинаково бедны и ничтожны. Они осознают, что за деньги не купишь жизнь, что слава не устранит смерть, что ни деньги, ни слава ни на минуту, ни на секунду не смогут продлить человеческую жизнь. И чем больше люди ощущают это, тем больше они жаждут жить; чем больше они ощущают это, тем больше страшатся приближения смерти. Только в этот момент они действительно осознают, что их жизнь им не принадлежит, что не они ее контролируют, и что никто не может распоряжаться своей жизнью или смертью, что все это не подлежит контролю человека.
В момент рождения одинокая душа человека начинает свой жизненный путь на земле, начинает испытывать на себе власть Создателя, как это было Им обустроено. Само собой разумеется, для человека — для души — это отличная возможность приобрести знания о суверенитете Творца, познать и ощутить Его власть на собственном опыте. Человеческая жизнь подчиняется законам судьбы, установленным для людей Создателем, и каждому разумному, сознательному человеку несложно в течение десятилетий своего пребывания на земле принять условия суверенитета Творца и познать Его власть. Таким образом, каждому, исходя из нескольких десятилетий собственного опыта, должно быть несложно признать, что все человеческие судьбы предопределены, и должно быть несложно понять и подытожить, что значит быть живым. Одновременно с постижением этих жизненных уроков человек постепенно приходит к пониманию происхождения жизни, осознает, в чем воистину нуждается его сердце, что выведет его на верный путь в жизни и какова миссия и цель человеческой жизни. Постепенно он осознает, что если он не поклоняется Создателю, не подчиняется Его владычеству, то когда настанет время столкнуться со смертью, — когда душа его вот-вот вновь предстанет перед Творцом, — его сердце будет преисполнено безграничного страха и смятения. Если человек пробыл в этом мире несколько десятилетий и, однако, так и не понял, откуда происходит человеческая жизнь, и не осознал, в чьих руках покоится судьба человека, тогда не удивительно, что он окажется не в состоянии спокойно встретить смерть. Человек, получивший за десятилетия опыта человеческой жизни знания о суверенитете Создателя, — это тот, кто правильно понимает смысл и ценность жизни. Подобный человек обладает глубоким знанием цели жизни, реальным опытом и пониманием суверенитета Создателя, и более того, способен покориться власти Создателя. Подобный человек понимает, с какой целью Творец создал человечество, понимает, что человеку надлежит поклоняться Создателю, что все, чем он обладает, исходит от Творца и вернется к Нему однажды в недалеком будущем. Человек такого рода понимает, что Создатель обустраивает рождение человека и обладает суверенитетом над его смертью, и что и смерть, и жизнь человека предопределены властью Создателя. Поэтому, как только человек воистину уяснит это, он, естественно, сможет спокойно встретить смерть, спокойно отложить в сторону свои земные приобретения, принять и подчиниться всему, что последует дальше, и ожидать последнего ключевого момента, обустроенного, разумеется, Творцом, вместо слепого ужаса и сопротивления ему. Если человек рассматривает жизнь как возможность постичь суверенитет Создателя и прийти к познанию Его власти, воспринимает свою жизнь как редкий шанс исполнить долг сотворенного человеческого существа и осуществить свою миссию, тогда у него обязательно будет правильный взгляд на жизнь, он обязательно проживет жизнь благословенную и под водительством Творца, обязательно будет ходить во свете Создателя, обязательно познает суверенитет Создателя, обязательно подчинится Его владычеству и обязательно станет свидетелем Его чудных дел и Его власти. Само собой разумеется, такой человек обязательно будет возлюблен и принят Творцом, и только такой человек может спокойно относиться к смерти и приветствовать последний ключевой момент жизни с радостью. Один из тех, кто явно обладал таким отношением к смерти, это Иов. Иов способен был радостно принять последний ключевой момент жизни, и, спокойно завершив свой жизненный путь, выполнив свою миссию в жизни, он вернулся к Создателю, чтобы пребывать подле Него.
В писаниях об Иове сказано: «И умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов. 42:17). Это значит, что, умирая, Иов не испытывал сожалений и не чувствовал боли, но естественным образом покинул этот мир. Как всем известно, Иов был человеком богобоязненным, который при жизни своей избегал зла. Бог одобрял его деяния, люди их помнили, и жизнь его, как не чью другую, можно было назвать полной смысла и значимости. Иов радовался Божьим благословениям и был назван Им праведным на земле; и также он прошел Божью проверку и испытания сатаны. Он свидетельствовал о Боге и удостоился того, чтобы Бог назвал его праведным. В течение десятилетий после Божьей проверки Иов жил еще более значимой, осмысленной, стабильной и умиротворенной жизнью, чем прежде. По делам его праведным Бог проверил его; и по делам его праведным Бог явился ему и говорил с ним напрямую. Итак, за годы, прожитые после Божьей проверки, Иов понял и оценил ценность жизни более конкретным образом, обрел более глубокое понимание суверенитета Творца и более точное и определенное знание того, как Создатель дает и отнимает Свои благословения. В книге Иова сказано, что Бог Иегова одарил Иова еще большими благословениями, чем прежде, дал ему еще лучшие возможности познать суверенитет Создателя и спокойно встретить свою смерть. Постарев и столкнувшись со смертью, Иов, безусловно, не беспокоился о своей собственности. Он не волновался, ни о чем не сожалел и, конечно же, не страшился смерти, так как прожил свою жизнь, идя путем богобоязненности и избегая зла. У него не было оснований беспокоиться о своем исходе. Многие ли из наших современников смогли бы вести себя так же, как Иов, перед лицом собственной смерти? Почему никто не способен сохранять такой же простой внешний облик? Есть только одна причина: Иов прожил свою жизнь в субъективном стремлении к тому, чтобы верить в суверенитет Бога, признавать его и покоряться ему, и именно с этой верой, признанием и покорностью он прошел все важные жизненные вехи, прожил последние годы и приветствовал последний ключевой момент своей жизни. Независимо от того, что пережил Иов, его стремления и цели были не болезненными, а счастливыми. Он был счастлив не только по причине благословений и одобрения, дарованных ему Создателем, но, что еще более важно, благодаря своим стремлениям и жизненным целям, благодаря нарастающему познанию и истинному пониманию суверенитета Творца, обретенным вследствие богобоязненности и избегания зла, и, более того, благодаря своему личному опыту в качестве того, кто подчинен суверенитету Создателя, дивным делам Божьим и нежным, но незабываемым воспоминаниям о сосуществовании человека и Бога, знакомстве и взаимном понимании. Иов был счастлив благодаря утешению и радости, проистекавшим от знания воли Создателя, и благодаря страху от созерцания того, что Бог велик, дивен, полон любви и верен. Иов смог встретить смерть без страданий, потому, что знал: умерев, он вернется к Создателю. Именно стремления Иова и его жизненные приобретения позволили ему спокойно встретить смерть, позволили спокойно встретить то, что Создатель забирает назад его жизнь, и, более того, позволили предстать перед Создателем незапятнанным и необремененным заботами. Могут ли наши современники достичь такого счастья, какое было у Иова? Вы сами обладаете ли необходимыми для этого условиями? Если современные люди такими условиями обладают, почему же они неспособны жить счастливо, как Иов? Почему они неспособны избежать страданий, которые приносит страх смерти? Перед лицом смерти одни могут обмочиться, другие дрожат, теряют сознание, выплескивают свою злость и на Небеса, и на других людей, кто-то даже причитает и рыдает. Это отнюдь не естественные реакции, внезапно возникающие при приближении смерти. Таким постыдным образом люди ведут себя преимущественно потому, что в глубине души они боятся смерти, потому что не имеют точного знания и оценки суверенитета Бога и Его обустройств, а тем более — не покоряются им по-настоящему. Так люди реагируют потому, что хотят сами все обустроить и всем управлять, контролировать свою судьбу, свою жизнь и смерть. Таким образом, неудивительно, что человек никак не способен избавиться от страха смерти.
Без ясного знания и опыта переживания Божьего суверенитета и Его обустройств знания человека о судьбе и смерти обязательно будут неупорядоченными. Люди не могут ясно видеть, что все находится в руках Божьих, не осознают, что все подчинено Божьему контролю и суверенитету, не признают того, что человек не может от этого суверенитета избавиться или уклониться. По сей причине, когда приходит время столкнуться со смертью, нет конца их последним словам, беспокойствам и сожалениям. Они отягощены своим таким огромным багажом, таким противлением, таким замешательством. Это заставляет их страшиться смерти. Для каждого, кто рожден в этот мир, рождение является необходимым, а смерть — неизбежна; никто не в силах выйти за рамки этого хода событий. Если человек желает покинуть сей мир безболезненно, если он хочет получить возможность встретить последний ключевой момент жизни без сопротивления или беспокойства, то единственный способ сделать это — оставить сожаления. А единственный способ покинуть мир без сожалений — это знать суверенитет Создателя, знать Его власть и покориться им. Только так человек может держаться в стороне от человеческих раздоров, от зла, от рабских уз сатаны, и только так человек может прожить свою жизнь подобно Иову, — ведомый Создателем и благословенный Им, — прожить свободную жизнь, исполненную смысла и значимости, честную и открытую. Только так человек может подобно Иову покориться испытаниям и лишениям со стороны Творца, подчиниться руководству и обустройствам Создателя. Только так человек сможет поклоняться Создателю всю свою жизнь и заслужить Его одобрение, как это было с Иовом; сможет услышать Его голос и увидеть Его явление. Только так сможет человек жить и умереть счастливо, как Иов — без боли, тревог и сожалений. Только так человек сможет жить во свете, как Иов, и пройти во свете каждый из ключевых моментов жизни, спокойно завершить во свете свой путь, успешно выполнить свою миссию — пережить, изучить и узнать, в качестве сотворенного существа, суверенитет Создателя и уйти во свете, чтобы навсегда остаться рядом с Творцом, как сотворенное человеческое существо, одобряемое Им.
(Слово, том II. О познании Бога. Сам Бог, уникальный Бог III)