Меню

Прощение до семижды семи раз и любовь Господня

Прощать до седмижды семидесяти раз

Мф. 18:21-22: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз».

Любовь Господа

Мф. 22:37-39: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Один из этих отрывков говорит о прощении, а другой — о любви. Эти две темы по-настоящему подчеркивают тот труд, который Господь Иисус хотел совершить в период Благодати.

Когда Бог стал плотью, Он принес новый этап Своего труда, содержащий конкретные задачи, и характер, который Он желал проявить в том периоде. В то время все, что делал Сын Человеческий, было связано с трудом, который Бог хотел совершить в тот период. Он не сделал ни больше, ни меньше. Все сказанное и совершенное Им было связано с этим периодом. Когда Бог говорил, будь то по-человечески, человеческим или божественным языком, независимо от того, каким способом Он говорил или с какой позиции, Его цель состояла в том, чтобы помочь людям понять, что Он хотел совершить, в чем заключалась Его воля и какими были Его требования к ним. Он различными способами и с разных позиций помогал людям узнать, понять и познать Его волю, чтобы помочь понять Его труд спасения человечества. Таким образом, в период Благодати мы видим, что Господь Иисус главным образом выражал то, что Он хотел донести до человечества, человеческим языком. Более того, мы видим Его в роли обычного проводника, который говорил с людьми, удовлетворял их потребности и помогал в том, о чем они просили. До периода Благодати, в период Закона это было невиданным методом свершения труда. Бог стал более близким к человечеству и более сострадательным к нему, а также более способным к достижению практических результатов, как в форме, так и в методах. Метафора, говорящая о том, чтобы прощать людей «до седмижды семидесяти раз», действительно это проясняет. Цель, достигаемая числом в этой метафоре, состояла в том, чтобы люди постигли волю Господа Иисуса в то время, когда Он это говорил. Его воля была в том, чтобы побудить людей прощать не один, не два и даже не семь раз, а «до седмижды семидесяти раз». В чем суть идеи прощать «до седмижды семидесяти раз»? В том, чтобы побудить людей воспринимать прощение как свою обязанность, как то, чему они должны учиться, и как «путь», которого следует придерживаться. И хотя это была всего лишь метафора, она послужила для того, чтобы подчеркнуть суть. Это помогло людям глубже оценить значение сказанных Им слов и найти надлежащие способы их применения, а также соответствующие такому применению принципы и стандарты. Эта метафора дала людям ясно и точно понять, что им необходимо учиться прощению и прощать сколько угодно раз, без каких-либо условий, но с терпимостью и пониманием к другим. Что же было на сердце у Господа Иисуса, когда Он это говорил? Действительно ли Он думал о «седмижды семидесяти разах»? Нет. Разве Бог будет считать, сколько раз прощать человека? Есть множество людей, которым чрезвычайно интересно упомянутое «количество раз», они хотели бы понять происхождение и значение этого числа. Они хотят понять, почему из уст Господа Иисуса прозвучало именно это число. Они считают, что в этом числе сокрыт глубокий смысл. В действительности же это было лишь оборотом речи, исходившим из Божьей человечности. Нельзя говорить о каком-то вложенном здесь смысле или значении, не соотнося его с требованиями Господа Иисуса к человечеству. До Божьего воплощения люди не понимали многого из сказанного Им, поскольку Его слова проистекали из совершенной божественности. Контекст и позиция, исходя из которых Бог говорил, были невидимы и недостижимы для человечества. Это было проявлением духовного мира, невидимого для людей. Люди, жившие во плоти, не могли проникнуть в духовный мир. Но когда Бог стал плотью, Он вышел из сферы духовного мира, за его рамки и говорил с людьми с человеческих позиций. Он смог выразить Свой Божественный характер, Свою волю и Свое отношение с помощью вещей, которые люди могли себе представить, которые они видели и с которыми сталкивались в своей жизни. Он использовал приемлемые для людей методы, понятный им язык и знание, которое они могли усвоить, чтобы помочь им понять и познать Бога, помочь постичь значение Его слов и требуемые Им стандарты в пределах их возможностей и способностей. В этом заключался метод и принцип труда Бога в Его человеческой природе. Божьи методы и принципы Его труда во плоти были осуществлены, главным образом, посредством Его человеческой природы и принесли результаты, которые не могли быть достигнуты, если бы Он трудился исключительно в Своей божественности. Божий труд, совершаемый Им в человеческом облике, был более конкретным, более аутентичным, более целенаправленным. Его методы оказались более гибкими, а по своей форме Его труд превзошел труд периода Закона.

Далее давайте поговорим о любви к Господу и о любви к ближнему, как к самому себе. Было ли это выражено непосредственно Его божественностью? Очевидно, что нет! Все подобные вещи были сказаны Сыном Человеческим в Его человеческой природе. Только люди могут сказать: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Люби других подобно тому, как лелеешь собственную жизнь». Только люди могут такое сказать. Бог никогда не говорил подобным образом. По крайней мере, Богу в Его божественности не присущ подобный язык, ибо Богу не нужно подчинять Свою любовь к человечеству учению вроде «возлюби ближнего твоего, как самого себя», ведь Его любовь к людям — это естественное проявление того, Кто Он есть и чем Он обладает. Слышали ли вы когда-нибудь, чтобы Бог сказал: «Я люблю человечество, как Самого Себя»? Нет, ибо любовь содержится в Божьей сущности, как и в том, Кем Он является и чем Он обладает. Божья любовь к человечеству и Его отношение к людям являются естественным выражением и проявлением Его характера. Богу не нужно сознательно делать это каким-либо образом или сознательно следовать какому-то методу или нравственным нормам, чтобы возлюбить Своего ближнего как Самого Себя. Он уже обладает такой сущностью. Что из этого следует? Когда Бог совершал труд, пребывая в Своей человеческой природе, многие Его методы, слова и истины выражались так, как это свойственно человеку. Но в то же самое время Бог открывал людям Свой характер, Свою волю и то, Кто Он есть и чем Он обладает, для того чтобы они могли это познать и понять. И люди познавали и постигали ничто иное, как Его сущность и то, Кто Он есть и чем Он обладает, в изначальной личности и ипостаси Самого Бога. Иными словами, Сын Человеческий во плоти наиболее полным и подлинным образом выражал характер и сущность, присущие Самому Богу. Человеческая сущность Сына Человеческого не только не затрудняла и не препятствовала общению и взаимодействию человека с Небесным Богом, но была на самом деле единственным каналом связи человека с Владыкой всего творения и единственным мостом к Нему. Не кажется ли вам сейчас, что природа и методы нынешнего труда и труда, совершенного Господом Иисусом в период Благодати, во многом очень схожи? В нынешнем этапе работы для выражения Божьего характера также в большой мере употребляется человеческий язык, а также язык и методы, взятые из повседневной жизни людей, почерпнутые из человеческого знания, для того чтобы выразить Божью волю. Когда Бог становится плотью, неважно, говорит ли Он с человеческой точки зрения или с позиции божественности, Его язык и методы часто выражаются посредством человеческого языка и человеческих методов. То есть в Божьем воплощении тебе дается наилучшая возможность увидеть всемогущество Бога и Его мудрость, а также всесторонне познать реальность Бога. Став плотью, Бог рос как человек и одновременно с этим постигал и усваивал определенные человеческие знания, обретал практический ум, изучал язык и способы выражения в человеческой природе. Воплотившийся Бог стал обладать всем, что характерно для людей, сотворенных Им. Все это стало для воплотившегося Бога инструментами выражения Его характера и Его божественности, позволив Ему сделать Свой труд, который Он совершал среди людей с позиции человека и с использованием человеческого языка, более подходящим, более реальным и точным. Божий труд стал более доступным и более понятным для людей, и, как следствие, принес желаемые для Бога результаты. Разве Богу так совершать Свой труд во плоти не более практично? Разве это не мудрость Божья? Когда Бог стал плотью, когда Бог во плоти смог приступить к исполнению труда, который Он хотел совершить, тогда Он смог явить на земле Свой характер и Свой труд. В это же самое время Он смог полноправно начать Свое служение в облике Сына Человеческого. Это означало, что между Богом и человеком больше не было «разрыва поколений», что вскоре Бог перестанет совершать Свой труд через посланников и что теперь Бог Сам мог изрекать все Свои слова и совершать Свой желаемый труд во плоти. Это также означало, что спасенные Богом люди стали ближе к Нему, что Его труд управления начал совершаться на новой территории и что все человечество вступало в новую эру.

Каждый, кто читал Библию, знает, что, когда родился Господь Иисус, произошло множество событий. Самым серьезным было преследование со стороны бесовского правителя — настолько жестокое, что в городе над всеми детьми до двух лет от роду учинили расправу. Очевидно, что Бог, воплотившись среди людей, подверг Себя огромной опасности, как очевидно и то, что Он заплатил большую цену за совершение Своего труда управления во имя спасения человечества. Также очевидны и большие надежды, которые Бог возлагал на Свой труд, совершаемый Им во плоти среди людей. Что чувствовал Бог во плоти, приступив к труду среди людей? Людям нужно иметь об этом какое-то понимание, не так ли? Бог, по меньшей мере, был рад возможности начать совершать среди людей Свой новый труд. Когда Господь Иисус был крещен и правомочно начал Свой труд, чтобы исполнить Свое служение, Божье сердце переполнила радость, так как после стольких лет ожидания и подготовки Он наконец смог облечься в плоть обычного человека и приступить к выполнению Своего нового труда в человеческом облике из плоти и крови, который люди могли видеть и осязать. Наконец-то, благодаря Своему человеческому облику, Бог смог оказаться лицом к лицу с людьми и общаться с ними по душам. Наконец, Бог мог общаться с людьми лицом к лицу, по-человечески, языком людей. Он мог обеспечивать людей, просвещать их и помогать им, используя их же язык. Он мог питаться с ними за одним столом и жить с людьми в тех же пределах. Теперь Бог мог видеть людей, вещи и все остальное так же, как это видят люди, и даже мог взглянуть на все их глазами. Для Бога это была первая победа Его труда, совершаемого Им во плоти. Можно также сказать, что это было завершением великой работы, и Бог этому, конечно, радовался больше всего. С того момента Бог впервые почувствовал утешение в Своем труде среди человечества. Все эти события были так реальны и так естественны, а утешение, которое испытал Бог, было столь подлинным! Что же касается человечества, то, всякий раз, когда совершается новый этап Божьей работы, всякий раз, когда Бог испытывает удовлетворение, человечество становится ближе к Богу и приближается к обретению спасения. Для Бога это также начало Его новой работы, продолжение исполнения Его плана управления. Кроме того, это время, когда Божья воля близка к полному исполнению. Для человечества появление такой возможности означает удачу и великое благо. Для всех, кто ожидает Божьего спасения, это наиважнейшая и радостная новость. Когда Бог совершает новый этап работы, у Него наступает новое начало. Когда эта новая работа и новое начало совершаются и внедряются среди человечества, то для Бога исход этого нового этапа работы уже предрешен и достигнут, и Бог уже увидел ее окончательный результат и плоды. Тогда же эти результаты приносят Богу удовлетворение, а Его сердцу, конечно, радость. Бог спокоен, поскольку в Его глазах Он уже увидел и определил людей, которых ищет, и уже обрел ту группу людей, которая способна принести успех Его труду и даровать Ему радость. И потому Он перестает печалиться, Его сердце радуется. Другими словами, когда Божья плоть приступает к свершению нового труда среди человечества, Он начинает Свой труд, который должен свершаться беспрепятственно, а когда Бог чувствует, что все было завершено, то такой конец Он уже себе представлял. Завершение труда приносит Ему удовлетворение, и Ему радостно на сердце. В чем выражается Божья радость? Можете ли вы себе представить это? Неужели Бог заплакал бы? Может ли Он плакать? Может, Бог станет рукоплескать? Может, Бог станет танцевать? Может, Бог запоет? Если да, то какую песню? Бог, конечно, смог бы спеть красивую и трогательную песню, которая выражала бы радость и счастье Его сердца. Он мог бы спеть ее людям, Он мог бы спеть ее для Себя и для всего сущего. Божья радость может выражаться любым способом. Любой способ вполне естественен для Бога, потому что Он испытывает и радость, и печаль. Его разнообразные чувства могут выражаться также по-разному. Это Его право, и это совершенно нормально и естественно. Не стоит людям ничего тут додумывать. Не пробуйте использовать на Боге заклятие «колдовского обруча»[a], указывая, что Богу делать, а чего нет, или как Ему поступать, ограничивая таким образом Его радость или любое другое Его чувство. В глубине души люди считают, что Бог не может радоваться, не может проливать слезы, не может рыдать, то есть не может выражать никаких эмоций. Полагая, что благодаря этим двум общениям вы больше не будете видеть Бога в таком свете, не будете Его стеснять и дадите Ему какую-то свободу. Это было бы очень хорошо. Впредь, если вы будете способны по-настоящему ощущать Божью печаль, услышав о том, что Он печалится, если будете способны по-настоящему ощущать Его радость, услышав о том, что Ему радостно, то, по меньшей мере, будете способны ясно знать и понимать, что Бога радует, а что печалит. Когда ты будешь способен огорчаться от того, что Бог печален, и радоваться от того, что Богу радостно, тогда Он всецело обретет твое сердце, и между вами уже не будет никакой преграды. Ты больше не будешь пытаться ограничивать Бога границами человеческих понятий, представлений и знаний. Тогда Бог будет в твоем сердце живым и выразительным. Он будет Богом твоей жизни и Господином для тебя и всего, что связано с тобой. Есть ли у вас подобное стремление? Уверены ли вы в том, что можете этого достичь?

(Слово, том II. О познании Бога. Божий труд, Божий характер и Сам Бог III)

Примечание:

a. «Колдовского обруча» — заклинание, которым пользовался монах Тан Саньцзан, герой китайского романа «Путешествие на Запад». С его помощью он управлял царем обезьян Сунь Укуном, стискивая ему голову металлическим обручем, причинявшим резкую боль и таким образом не позволявшим сопротивляться. Отсюда появилась метафора, обозначающая что-либо навязанное человеку.

Оставить свои комментарии