Люди часто говорят, что познать Бога нелегко. Я, однако, говорю, что познать Бога совсем не сложно, ибо Он часто являет человеку Свои деяния. Бог никогда не прекращал Свой диалог с человечеством и никогда не скрывал Себя от человека, и никогда не прятался. Его мысли, идеи, слова и дела — все открыто человечеству. Поэтому, если человек хочет познать Бога, он может понять и познать Его всевозможными средствами и методами. Причина, по которой человек слепо полагает, что Бог намеренно избегает его, что Бог намеренно прячется от человечества, что Бог не собирается позволить человеку понять и познать Его, заключается в том, что человек не знает, Кто есть Бог, и не желает понять Бога. И даже более того, человека не заботят мысли, слова и деяния Творца... По правде говоря, если только человек уделит свободное время тому, чтобы сосредоточиться на словах или деяниях Творца и понять их, и уделит чуточку внимания мыслям Творца и голосу Его сердца, — этому человеку нетрудно будет осознать, что мысли, слова и деяния Творца видимы и прозрачны. Подобным же образом, не нужно много усилий, чтобы осознать, что Творец всегда пребывает среди людей, что Он всегда общается с человеком и со всем творением и что Он вершит новые деяния каждый день. Его суть и характер выражаются в Его диалоге с человеком; Его мысли и идеи полностью открываются в Его поступках; Он сопровождает человечество и наблюдает за ним все время. Он тихо говорит человечеству и всему мирозданию Своими беззвучными словами: «Я на небесах и среди Своего творения. Я наблюдаю, Я жду, Я на твоей стороне...» Руки Его теплые и сильные, поступь Его легка, голос Его мягок и прекрасен, фигура Его витает повсюду, охватывая собой все человечество; лик Его прекрасен и кроток. Он никуда не уходил, никуда не исчезал. Денно и нощно Он — постоянный спутник человечества, никогда не покидающий его. Его преданная забота и особая привязанность к человечеству, как и Его истинное участие и любовь к людям, постепенно проявились при спасении Им города Ниневии. В частности, диалог между Богом Иеговой и Ионой полностью обнажил нежность Творца к человечеству, которое Он Сам создал. Через эти слова ты можешь обрести глубокое понимание искренних чувств Бога к человечеству...
В книге пророка Ионы 4:10-11 сказано следующее: «Тогда сказал Иегова: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Это реальные слова Бога Иеговы, записанные из Его разговора с Ионой. Хотя этот разговор краток, он преисполнен заботы Творца о человечестве и Его нежелания ставить на человечестве крест. Эти слова выражают истинное отношение и чувства, которые Бог питает в Своем сердце к Своему творению. Этими словами, ясными и четкими, какие редко слышит человек, Бог изъявляет Свои истинные намерения относительно человечества. Этот диалог представляет отношение Бога к жителям Ниневии, но что это за отношение? Это отношение, которое у Него было к жителям Ниневии до и после их покаяния, и отношение Его к человечеству. Эти слова заключают в себе Его мысли, равно как и Его характер.
Какие мысли Бога открываются в этих словах? Если при чтении уделять внимание деталям, несложно будет заметить, что Он употребляет слово «жалеть». Употребление этого слова показывает истинное отношение Бога к человечеству.
На уровне буквального значения слово «жалеть» может быть истолковано людьми по-разному: во-первых, оно означает «любить и защищать, испытывать нежность к чему-либо»; во-вторых, оно означает «горячо любить» и, наконец, оно означает «не желать обидеть кого-то и быть не в состоянии это сделать». Короче говоря, это слово подразумевает нежную привязанность и любовь, а также нежелание расставаться с кем-то или чем-то; оно предполагает милосердие и терпимость Бога по отношению к человеку. Бог употребил это слово — слово, широко употребляемое людьми, однако также способное явить голос сердца Божьего и Его отношение к человечеству.
Хотя Ниневия была наполнена людьми, столь же развращенными, дурными и жестокими, как и жители Содома, их покаяние привело к тому, что Бог передумал и решил не уничтожать их. Благодаря тому, что их реакция на слова и указания Божьи показала отношение, являвшее разительный контраст с отношением жителей Содома, и благодаря их искреннему смирению перед Богом и честному покаянию в грехах, а также во всех отношениях искреннему, чистосердечному поведению, Бог вновь выразил Свою искреннюю жалость и проявил ее по отношению к этим людям. То, что Бог ниспосылает человечеству, и Его жалость к человечеству невозможно повторить, и ни один человек не может обладать ни Божьим милосердием и терпимостью, ни Его искренними чувствами по отношению к людям. Есть ли некто, кого ты считаешь великим мужем или женой, или даже сверхчеловеком, кто с высоты своего положения, будучи великим мужем или женой, или с высоты наивысшего положения сделал бы подобное заявление человечеству или мирозданию? Кто среди людей может знать состояние жизни человека, как свои пять пальцев? Кто может нести бремя ответственности за существование человечества? Кто годен, чтобы провозгласить уничтожение города? И кто годен, чтобы помиловать город? Кто может сказать, что жалеет свое собственное творение? Только Творец! Лишь Творец испытывает нежность к этому человечеству. Лишь Творец являет этому человечеству сострадание и любовь. Лишь Творец испытывает истинную, неразрывную привязанность к этому человечеству. И точно так же лишь Творец может удостаивать человечество Своей милости и жалеть все Свое творение. Сердце Его содрогается и болит от каждого человеческого поступка: Он гневается, сокрушается и скорбит из-за порочности и развращенности человека; Он доволен, Он радуется, прощает и ликует, когда видит покаяние человека и его веру; всякая Его мысль и идея существует для человека и вращается вокруг него; то, Кем Он является и чем обладает, проявляется исключительно ради человечества; вся полнота Его эмоций переплетена с существованием человека. Ради человечества Он странствует и мчится то туда, то сюда; Он молча отдает всю Свою жизнь до последней крупицы; Он посвящает каждую минуту и секунду Своей жизни... Он никогда не ведал, что значит лелеять Свою собственную жизнь, однако всегда жалел человечество, созданное Им Самим... Он отдает все, что имеет, этому человечеству... Он являет Свое милосердие и терпимость без условий и не ожидая в ответ награды. Он делает это лишь для того, чтобы человечество могло и дальше жить у Него перед глазами, получая от Него ресурсы для жизни. Он делает это лишь для того, чтобы однажды человечество покорилась Ему и признало, что Он есть Тот, кто обеспечивает существование человека и питает жизнь всего творения.
Данный разговор между Богом Иеговой и Ионой, несомненно, есть выражение истинных чувств Создателя по отношению к человечеству. С одной стороны, он сообщает людям о том, что Творец понимает все творение, находящееся под Его владычеством; как сказал Бог Иегова, «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Другими словами, понимание Богом ниневитян было далеко не поверхностным. Он знал не только количество живых существ в городе (включая людей и скот), но знал также, сколько из них не умеет отличить правой руки от левой, — то есть сколько там детей и молодежи. Это конкретное доказательство всеобъемлющего понимания человечества Богом. С другой стороны, этот разговор сообщает людям о Божьем отношении к человечеству, — иными словами, о том, насколько большое место занимает человечество в сердце Творца. Именно так сказал Бог Иегова: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого?» Этими словами Бог Иегова упрекает Иону, но все они истинны.
Хотя Ионе было доверено возвестить слова Бога Иеговы жителям Ниневии, он не понял намерений Бога Иеговы, как не понял и Его беспокойства и ожиданий в отношении жителей этого города. Этим упреком Бог хотел сказать Ионе, что человечество — это творение Его собственных рук и что Он приложил старательные усилия абсолютно к каждому человеку, что каждый человек несет на своих плечах чаяния Бога, что каждый пользуется жизнью, которую обеспечил ему Бог, и что абсолютно за каждого человека Бог заплатил ценой старательных усилий. Этот упрек также говорил Ионе, что Бог жалеет человечество, творение рук Своих, так же сильно, как сам Иона жалел растение. Бог ни в коем случае не оставил бы человечество запросто, не оставил бы его до самого последнего момента, в немалой степени потому, что в городе было так много детей и невинных животных. И представлялось еще более немыслимым, чтобы Бог, имея дело с этими юными и несведущими плодами Своего творения, не способными даже отличить правой руки от левой, лишил их жизни и определил их исход таким поспешным образом. Бог надеялся увидеть, как они вырастут; Он надеялся, что они не пойдут теми же путями, что и старшие, что им не придется вновь услышать предупреждение Бога Иеговы и что они будут нести свидетельство о прошлом Ниневии. Более того, Бог надеялся увидеть Ниневию после того, как она покается, увидеть будущее Ниневии после ее покаяния, и, что еще важнее, — увидеть, как Ниневия вновь живет под милостью Божьей. Следовательно, в Божьих глазах те создания, которые не могли отличить правой руки от левой, были будущим Ниневии. Они взяли бы на себя ее презренное прошлое, точно так же, как приняли бы важную обязанность свидетельствования о прошлом и будущем Ниневии под водительством Бога Иеговы. В этом признании в Своих истинных чувствах Бог Иегова показал всю полноту милосердия Творца по отношению к человечеству. Он показал человечеству, что «милосердие Творца» — это не пустая фраза и не пустое обещание, что в ней есть конкретные принципы, методы и цели. Бог является истинным и реальным, и Он не прибегает ко лжи и личинам, и точно так же Его милосердие нескончаемо является человечеству во все времена и века. Однако до этого самого дня разговор Творца с Ионой является Его единственным в своем роде словесным заявлением о том, почему Он являет милосердие человечеству, как Он являет ему милосердие, как Он терпим по отношению к людям и каковы Его истинные чувства к человечеству. Лаконичные слова Бога Иеговы в ходе этого разговора выражают Его мысли о человечестве как едином целом. Они являются истинным выражением Его чувств к людям, а также конкретным подтверждением того, что Он щедро являет милосердие человечеству. Милосердие Его бывает явлено не только старшим поколениям человечества, но и младшим его представителям, как это и было всегда — от поколения к поколению. Хотя гнев Божий часто обрушивается на определенные уголки мироздания и определенные эпохи человечества, милосердие Божье никогда не прекращалось. Своей милостью Он ведет и направляет творение, поколение за поколением, а также снабжает и питает творение, поколение за поколением, потому что Его истинные чувства по отношению к человечеству никогда не изменятся. Как сказал Бог Иегова: «Мне ли не пожалеть?» Он всегда жалел Свое творение. Таково милосердие праведного характера Творца, и в этом также абсолютная уникальность Создателя!
(Слово, том II. О познании Бога. Сам Бог, уникальный Бог II)